Занятие 15. Прямое и переносное значение слов. Артикуляционная разминка. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Работа с пословицей

Занятие 15

Прямое и переносное значение слов.

Цель: систематизация и пополнение знаний о лексике, прямом и переносном значении слова; развитие творческих способностей

Артикуляционная разминка.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Работа с пословицей.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

1) Отгадайте загадки.

а) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)

б) С грузом идут, а без груза не идут. (часы с гирями)

в) Эх, звоночки, синий цвет, –

 С язычком, а звону нет. (колокольчики)

 

?- Какие слова из загадок помогли вам узнать ответ?

           На прошлом занятии мы говорили о том, что слова могут быть однозначными и    многозначными.

         

? - Какие слова называются однозначными?  Приведите примеры.

                - Какие слова называются многозначными?  Приведите примеры.

          У многозначного слова различают прямое  и переносное значения.

Первичное значение слова называется прямым, а вторичное (или вторичные) называется переносным значением. Прямое значение непосредственно указывает на предмет или явление окружающего мира, а переносное по смыслу связано с прямым значением и основано на сходстве предметов или явлений по тем или иным характеристикам (цвету, форме, характеру действия, выполняемым им функциям и т.д.)

 

- Как происходит перенос наименования? (на основе сходства предметов, действий, признаков)

          Употребление слов в переносном значении называется метафорой. От греч. мета- пере-, фора – несу. Олицетворение – вид метафоры.

     1.  Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

                     Есть в осени первоначальной

                     Короткая, но дивная пора –

                     Весь день стоит как бы хрустальный,

                     И лучезарны вечера…

                               (Ф. Тютчев)

           ? – Какая пора осени описана в стихотворении?

                      - Как эту пору называет автор? Подумайте, почему?

                      - Назовите слова, описывающие осень?

 

        У каждого человека есть свои любимые картины Левитана. Многим                           близка картина «Золотая осень». Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощены в этой картине с удивительной силой.          

«Золотая осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опавших листьев смотрит с картины.

Представьте, что вы присутствуете вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине.

     ?   1. Расскажите, что вас окружает?

                           2. Чем вы любуетесь?

                    3. Что вам особенно понравилось?

                    4. Что заставляет грустить?

                    5. Почему осень называют «золотой»?




double arrow
Сейчас читают про: