Занятие 15
Прямое и переносное значение слов.
Цель: систематизация и пополнение знаний о лексике, прямом и переносном значении слова; развитие творческих способностей
Артикуляционная разминка.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
Работа с пословицей.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
1) Отгадайте загадки.
а) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)
б) С грузом идут, а без груза не идут. (часы с гирями)
в) Эх, звоночки, синий цвет, –
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
?- Какие слова из загадок помогли вам узнать ответ?
На прошлом занятии мы говорили о том, что слова могут быть однозначными и многозначными.
? - Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.
- Какие слова называются многозначными? Приведите примеры.
У многозначного слова различают прямое и переносное значения.
Первичное значение слова называется прямым, а вторичное (или вторичные) называется переносным значением. Прямое значение непосредственно указывает на предмет или явление окружающего мира, а переносное по смыслу связано с прямым значением и основано на сходстве предметов или явлений по тем или иным характеристикам (цвету, форме, характеру действия, выполняемым им функциям и т.д.)
- Как происходит перенос наименования? (на основе сходства предметов, действий, признаков)
Употребление слов в переносном значении называется метафорой. От греч. мета- пере-, фора – несу. Олицетворение – вид метафоры.
1. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф. Тютчев)
? – Какая пора осени описана в стихотворении?
- Как эту пору называет автор? Подумайте, почему?
- Назовите слова, описывающие осень?
У каждого человека есть свои любимые картины Левитана. Многим близка картина «Золотая осень». Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее тихими водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощены в этой картине с удивительной силой.
«Золотая осень» с ее глубочайшей синевой небесного свода и золотом опавших листьев смотрит с картины.
Представьте, что вы присутствуете вместе с художником в тех местах, которые изображены на картине.
? 1. Расскажите, что вас окружает?
2. Чем вы любуетесь?
3. Что вам особенно понравилось?
4. Что заставляет грустить?
5. Почему осень называют «золотой»?






