Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как: «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный» туризм.
Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:
— «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов);
— «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);
— «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский);
— «туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» (Д. Ш. Сангинов);
|
|
— «поездки отдельных групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь).[4]
Обобщая приведенные выше трактовки различных авторов, можно сказать, что «образовательный туризм» — это поездка или тур с образовательной целью, однако все авторы сходятся во мнении, что эта цель не единственная, а некоторые из них утверждают, что образовательная цель может быть и не главной в такой поездке. На наш взгляд, последнее утверждение в корне не верно, так как главная цель поездки должна определять вид туризма. Если она не является образовательной, то и вид туризма, к которому она должна относиться, здесь иной.
Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов. При этом, понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения.[3]
Наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
1-учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
|
|
2- ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
3- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
4- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
5- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.[5]
Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от привычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры.[3]
Международный образовательный туризм - сравнительно новое направление, вобравшее в себя и туристическую деятельность, и деятельность по предоставлению образовательных услуг. На фоне активного изучения различных направлений туристического и образовательного секторов экономики международный образовательный туризм остается несколько в тени.[13]