Реформы Петра I в сфере культуры

Заметные изменения произошли и в сфере культуры. В России при Петре стало активно развиваться книгопечатание. Вместо старославянского в 1708—1710 гг. был введен современный по тем временам шрифт, заменивший витиеватые церковнославянские литеры. Числа стали обозначать не буквами, а арабскими цифрами.

В 1703 г. была опубликована первая книга с арабскими цифрами — учебник арифметики Л.Ф. Магницкого. В Москве начали печатать не только духовные, но и научные книги по истории, математике, астрономии, литературе. Первые русские книги по светским наукам («Описание четырех монархий», «О деле воинском», «Театр, или Зерцало монархов») отпечатал в Амстердаме помощник Петра по распространению просвещения в России Илья Копиевич. Но вскоре и в самой России активно заработала московская типография. Видным деятелем культуры петровских времен был Ф.П. Поликарпов, который составил и издал в 1704 г. славяно-греко-латинский словарь «Лексикон триязычный».

 С 1 января 1703 г. стала выходить первая российская печатная газета «Ведомости»; до Петра I сведения из-за рубежа считались совершенно секретными.

Событием в жизни страны стал переход на новый календарь. С 1700 г. Петр ввел новое летосчисление — от «рождества Христова», а не от «сотворения мира», и новый год стал начинаться, как в Европе, 1 января, а не 1 сентября.

Следует подчеркнуть, что на цели просвещения народа Петр I, обычно скуповатый, денег не жалел. Но материальная поддержка сферы народного образования и просвещения стала особенно значительной на завершающем этапе Северной войны, когда в победе России никто не сомневался.

Только в 1719 г. в Петербурге впервые в России были открыты для всех: музей редкостей — Кунсткамера и Публичная библиотека, насчитывающая 11 тыс. книг. По приказу царя в Кунсткамеру доставлялось все, что могло вызвать любопытство: древние грамоты, старинные пушки, живые и мертвые уродцы — сиамские близнецы и др. Предложение генерал- прокурора П.И. Ягужинского брать плату за посещение Кунсткамеры Петр решительно отверг.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Пётр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 (10 января 1702) г. Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимён.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 года самой невесте (а не только её родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговорённый брак, причём ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола». В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга - первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж. - Б. Леблон, П. М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города - прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини (1670 - 1734). Им были построены такие архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий. Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода - дворец А. Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж. - М. Фонтана и Г. Шедель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: