Роль и значение петровских преобразований

2) Роль и значение петровских преобразований.

Осуществленные Петром Великим преобразования в государственно-политической, социальной и культурных сферах - одно из самых ярких явлений в отечественной истории. Завершение строительства Российской империи, начатого в XVII в., стало главным историческим итогом деятельности Петра. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Все важнейшие направления деятельности Петра I - военная реформа, борьба за выход к морям, развитие промышленности, государственного управления, европеизация культуры - наметились задолго до его царствования. Петр лишь действовал более решительно, чем предыдущие монархи. Грубые, силовые методы европеизации страны, бесчисленные жертвы и тяготы жизни помогли достичь поставленных целей, но привели к крайнему истощению сил подданных Петра. Среди тяжелейших последствий эпохи преобразований - предельное закрепощение крестьян, всевластие чиновничества, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку "верхи" и "низы".

3) Реформы Петра I в сфере образования.

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения и обсуждал этот вопрос, в том числе в 1698-1699 годах с патриархом Адрианом (это, в том числе, было связано с тем, что церковные школы были серьёзной частью образования того времени). Царь предпринял ряд решительных мер для реформирования этого направления.

14 (25) января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук.

В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах.

В 1705 была открыта первая в России гимназия.

Целями массового образования должны были служить, созданные указом от 20 (31) января 1714 года, цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным.

В 1721 году для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ.

20 (31) января 1724 года в Сенате император подписал определение «об Академии» и через два дня он утвердил проект положения об Академии наук, университете и гимназии при ней.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч русских были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление дворян и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но, тем не менее, в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.

Активно развивалось и начальное образование. Были открыты начальные школы — 42 светских (цифирных, с 1714 г.) и 46 духовных (епархиальных, с 1721 г.); такие школы существовали почти в каждой провинции. К концу правления Петра в них училось около 5 тыс. человек. При этом Петр внимательно следил за обучением молодежи. Специальным указом от 20 января 1714 г. он запретил жениться юношам, не окончившим цифирной школы.

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: