Реформы Петра I в сфере науки

Развитие науки и техники в петровскую эпоху было обусловлено практическими потребностями государства. Это касалось геодезии, гидро- и картографии, изучения недр и поиска полезных ископаемых. Русские гидрографы составили карты Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке, в Средней Азии были сделаны во время экспедиций под руководством В. В. Атласова, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Д. Г. Мессершмидта, Ф. Беневенина, И. С. Унковского и др. Картографическая деятельность С. У. Ремезова, начатая на рубеже XVII-XVIII вв., была продолжена 11. К. Кириловым, приступившим к составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.

В январе 1725 г. Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г. Успешной была деятельность и русских изобретателей. Так, Михаил Сердюков предложил ряд новшеств в строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Ефим Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок); Иван Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известный механик Александр Нартов изобрел токарный и винторезный станки, создал оптический прицел и т.д.

Первая четверть XVIII в. была ознаменована рядом ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшие из них - двухтомная "Гистория Свейской войны", созданная при участии самого Петра I (издана М. М. Щербатовым в конце XVIII в. под названием "Журнал или поденная записка императора Петра Великого") и "Ядро российской истории" секретаря русской миссии в Швеции А. И. Манкиева (вышла в свет в 1770 г.). Видным дипломатом Б. И. Куракиным была написана "Гистория о царе Петре Алексеевиче" (опубликована в конце XIX в.).

Петр I положил начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом достижений в области науки и образования стало создание по указу 1724 г. в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Одним из достижений технической мысли было создание А.К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В 1702 г. было начато строительство Вышневолоцкой системы каналов, и в 1709 г. новый водный путь был открыт.

Реформы Петра I в сфере образования и науки:

Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая);

Создание системы профессионального образования;

Направление молодых дворян на учебу за границу;

Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;

Создание светских учебников;

Издание печатной газеты «Ведомости»;

Основание первой библиотеки в 1714 году;

Создание Академии наук;

Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;

Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;

Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.

6) Вывод:Реформы Петра в области просвещения, образования, культуры и быта в целом положительно сказались на развитии общества: образование стало приобретать светский характер, развивалось книгопечатание, был введен современный шрифт, новый календарь, стали издаваться газеты, было расширено и упорядочено образование, введено преподавание точных наук, подготовлены тысячи отечественных специалистов во всех областях знаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: