Туристские интернет ресурсы можно подразделить на:
¾ сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы;
¾ специализированные туристические сайты и порталы;
¾ глобальные системы бронирования;
¾ сайты фирм-туроператоров;
¾ сайты туристических агентств;
¾ сайты гостиниц;
¾ личные страницы путешественников. [1]
Порталы и сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы наиболее часто встречаются в каталогах ресурсов – больших систематизированных сборниках ссылок.
Одним из примеров таких сайтов является travel.mail.ru каталога «Майл.Ру». Здесь находятся ссылки на множество страниц, посвященных путешествиям, турфирмам, странам, курортам, сгруппированные в несколько подкатегорий, что облегчает поиск.
Также туристические разделы встречаются на развлекательных сайтах, мега порталах, которые претендуют на всеохватность тематики, например, на www.estart.ru, www.emax.ru, www.km.ru. Однако, информация, предоставляемая такими разделами намного уже той, что предоставляют специализированные туристские сайты.
Туристические порталы рассматриваются как рекламные площадки, способствующие продажам туруслуг.
У каждого туристского портала есть собственный круг клиентов. Также они, как правило, открыты для сотрудничества, и многие имеют обширные базы турфирм. Подобные ресурсы, оправдывая свое название, "портал", имеют обширную базу информации на туристские темы: информация о различных странах и континентах, погода, расписания авиаперелетов и поездов, информация о визах, полезные советы и т.п.
Таким образом, у турфирм есть возможность с помощью портала заявить о себе и своих турах, а пользователю узнать о них без затрат времени на поиски определенного тура или информации в Интернете. Именно такое разнообразие предоставляемых туристскими порталами возможностей определило наибольшую их популярность среди остальных туристских ресурсов Интернета. Этот «универсальный» портал работает эффективнее, чем отдельно взятая веб-страница турфирмы.
Также среди пользователей успехом пользуются и туристские конференции (форумы) на туристских сайтах. Там каждый пользователь высказывает свое мнение насчет работы той или иной турфирмы, советует другим, где отдохнуть лучше или дешевле, оставляет отзывы об отелях, кроме того, может спросить у других участников форума, как ему лучше поступить при выборе турфирмы, путевки, тура.
На порталах собраны огромные коллекции рассказов туристов об их впечатлениях и поездках. Среди всех туристских форумов Рунета можно выделить «Архив путешественника» (www.arhive.travel.ru) и «Рассказы туристов» (www.tours.ru/story).
Отличительная особенность туристского Интернета — подавляющее большинство сайтов работает не в режиме online, т.е. не в режиме отображения реальной информации о наличии мест и немедленного подтверждения бронирования, а в режиме offline, когда поступающие с сайта по электронной почте заявки вручную обрабатываются менеджерами. Это не стимулирует агентскую сеть операторов к переходу на интернет-резервирование. Кроме того, неуспех многих туристских ресурсов Интернета кроется в отсутствии грамотной маркетинговой политики по развитию собственного сайта. Для поднятия рейтинга своего сайта турфирмам недостаточно только размещать анонсы на ведущих поисковых серверах, требуется еще поддержка баннерной рекламой, рассылка бюллетеня сайта по e-mail заинтересованным организациям, обеспечение обратной связи, размещение информации на дружественных и схожих тематических сайтах.
Условно все сайты российских турфирм можно разделить на три группы. Первая наиболее многочисленная группа — это информационные ресурсы, представляющие в лучшем случае полные электронные варианты операторских каталогов и поддерживающие прием заявок на бронирование в режиме offline. [2]
Вторая небольшая группа — это сайты продвинутых российских туроператоров, базирующиеся на разработанном «под себя» программном обеспечении: «Натали-Турс» (www.natalie-tours.ru), «Академ-сервис ДМС» (www.hotels.acase.ru), «Интурист» (www.intourist.ru), «Европа 2000» (www.uae.ru) и др. [1]
В очень немногочисленную третью группу входят фирмы — пользователи глобальных компьютерных систем бронирования или партнеры крупных зарубежных мегаоператоров, использующие на своих сайтах интернет-системы бронирования, построенные на фир-менном программном обеспечении — la-res и API у Amadeus, Travel Select, Trip Manager у Worldspan, XML Select и у Galileo. Подобные полноценные системы бронирования можно найти на сайтах компаний «Travel City» (www.atlantika.ru), «UTS» (www.uts-group.ru), «Destination of the World» (www.dotw.com). Подключение турагентств к таким сайтам дает выход на ресурсную базу компьютерных систем бронирования, содержащих данные о десятках тысяч отелей и сотнях авиакомпаний. [2]






