double arrow

Титов Федор Иванович. Стоп, река!

Титов Федор Иванович

Ноль часов 40 минут по полуночи 28 ноября 1961 года. Дрогнули и плавно опустились, поперек бунтующих в бетонных колодцах водосброса потоков, стальные громады щитов. Стоп, река. Старина растерялась: сотни, тысячи лет нес свои воды через Золотец, и никто не смел стать на его пути. А тут накрепко перехватили лазейку водосброса. Поначалу с силой набросился Выг на преграду, ударил в сталь раз-другой и… смирился. Лишь угрожающее ворчание. Треск размывающегося льда, шорох и скрипы доносились из темноты: наполнялось Выгостровское водохранилище и подводящий канал ГЭС.

А ниже дамбы стыла тишина. Замолк шум Золотца. Медленно обнажалось дно реки: валуны и скалы, обросшие скользким мхом. Эти камни, целые геологические эпохи, недоступны были взгляду человека, а вскоре, насколько могли прорезать ночную темь прожектора и фары, предстало поле, усеянное валунами. На него вышли люди с факелами: то ли дело пройтись по земле, на которую не ступала нога человека со дня «сотворения планеты».

 

 

Водосброс. 1962 год. Фото из школьного музея

В час ночи глухо рявкнули взрывы, и сразу же на разрыхленную перемычку отводящего канала строем шли 8 бульдозеров. Свет проекторов, рокот моторов, скрежет, вой машин о валуны слились в неповторимую симфонию труда. Наступление организовано по всем правилам строительной стратегии. Бульдозеры по одному, по два сгребут перед собой валы грунта, выворачивают тяжеленные камни, толкают их в домны. В этом скопище грозных машин, в дыму и призрачном свете мощных проекторов, удивительно маленьким выглядит на дне котлована человек в простом плаще и резиновых сапогах. Но именно ему подчинились машины. Как опытный дирижер, управляет «оркестром» механизмов инженер Геннадий Зенько. Плавное, скользящее движение руки – и круто развернувшись, бульдозер ловко снимает ножом пласт глины. Сведет Зенько ладони вместе – и, сблизившись вплотную, два бульдозера наваливаются на огромный камень, гонят его в сторону.

И всю эту картину с откосов наблюдают люди, десятки людей, те, кому не спится в эту бурную ночь. Смотрят на дела своих товарищей водители шести резервных машин, которым не нашлось места на перемычке. Наготове дежурные слесари. Чуть замешкается какая-нибудь машина – сбегают в котлован, пять-десять минут – и снова работает трактор. Волнуется бригадир бульдозеристов Юрий Бобриков. Ведь действуют его товарищи: Юрий Торопов, Иван Толпекин, Иван Куроптев и другие. Бригадир нет-нет да и сбежит в котлован, придет на помощь Г.Зенько.

На откосе стоит высокий мужчина в кожаном пальто. Это главный инженер проекта Михаил Александрович Гаврилец. Нетрудно понять чувства человека, чьи чертежи воплощаются вот тут, сию минуту в жизнь. Он восторгается работой механизаторов: «Хорошо, складно! Молодцы, одним словом!» Идут часы. Тает на глазах перемычка. Вот уже сравнялась и уровнялась с уровнем осушенной реки. Но бульдозеры продолжают ворочаться в котловане. «Ну, разошлись! Теперь не унять, - смеется Михаил Иванович Баранов, главный инженер строительства. – Ничего, сейчас «выгоним». Вот только приоткроем щит. Канал уже полон».

По узкой стальной лестнице в кабинку портального крана поднялся крановщик. Поколдовал рычагами – и, дрогнув, медленно приподнялась стальная громада. О, как обрадовался, как рванулся под щит Выг! С ревом, со свистом полетела белопенная вода, покрывая древние камни. Один за одним уходили в гору бульдозеры, отступая от воды, заполняющей канал.

Утихла ночь. На востоке разгорелось бледное зарево. Разошлись по домам люди. А в обоих каналах – отводящем и подводящем – шепнула что-то вода, медленно кружились осколки льдин. Наступило затишье перед новым ударом – пуском турбины. Его готовят монтажники.

Беломорская трибуна. - 1961.- 30 ноября.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: