Титов Федор Иванович. Время, вперед!

Титов Федор Иванович

Подготовка к этому событию началась не вчера, а, пожалуй, как раз с того мартовского дня 1959 года, когда в заледенелый наст площадки будущей ГЭС был забит первый колышек. Мечтали о дне пуска станции. И вот он, этот день, сократился уже до часов. В огромном здании с высоченным потолком хлопочут монтажники. То и дело сверху слышатся удары колокола. С гулом, подобным гулу проходящего поезда в метро, катается на высоте мощный кран. Вот он подхватил многотонную стальную колону, легко перенес ее в другой конец зала на монтажную площадку, где собирается статор второго агрегата. Снова вернулся обратно и плавно опускает крюк над кратером.

Кратер. Вряд ли можно найти лучшее слово для обозначения гигантской трубы, рассекающей здание ГЭС от пола машинного зала до дна. В ней – машина. Ее истинные размеры видны лучше, если опускаешься вниз на два-три этажа. Так, в турбинной шахте, работают монтажники бригады А. Михайленко. В круглом бетонном помещении застыла от пола до потолка стальная колонна – вал турбины. У его подножья на секунду вспыхивает спичка – и тишина разрывается грохотом реактивного мотора. Но это не самолет. Просто газосварщик В.Лук включил свой бензорез. Искры крупные, как галька, с треском гаснут в воде.

Выше этажом «колдуют» электрики В.Агеева. На подмостках, у наружной стены кратера, сидит девушка. Это Храмушина, мастер вторичной коммутации. Не обращая внимания на свет юпитеров, направленных на нее операторами телевидения, она собирает схему клеммного шкафа. Валя торопится. Спешит электрик А. Крисконогов и его друзья, монтирующие щит управления подсобными агрегатами. На ленинградцев (бригада В. Агеева всего неделю назад прибыла на Выг из города Кировска под Ленинградом) сейчас «вся страна смотрит».

В машинном зале по-прежнему гулко стучат кувалды сборщиков статора, грохочет кран, раздаются звонкие голоса девушек – штукатуров, снующих по лесам чуть ли не под потолком здания. Но внимание присутствующих приковано не к ним. Идут приготовленные к пробному пуску турбины. В колонке управления ловкие, умные руки монтажников В. Козлова что-то меняют, переделывают, подкручивают. Неподалеку, под полом звучат хлесткие выстрелы. «Воюют» два слесаря – клепальщика. Пока один прилаживает к стенке железную стойку, второй заправляет свой пистолет – молоток заклепкой, затем вставляет патрон. Потом приставит к стойке ствол, нажмет спуск. Хлопок, запах горелого пороха, дымок – и заклепка, насквозь пробив полу – сантиметровую сталь, навечно соединяет стойку с бетоном.

Но не все идет гладко. То задерживали монтажники А. Михаленко, то слесари В.Козлова. Инженеры забегают в прорабскую монтажного участка Е. Косырева, выбирают из груды чертежей необходимый и упорно ищут причины неполадок. Разобравшись в сплетении линий, кружков, углов, бегут к своим объектам.

Звонит телефон. Трубку берет М. Финкель, разговоры замолкают – на проводе один из союзных монтажных трестов. Ответив на вопросы работника треста, инженер начинает сам задавать вопросы и тут же дублирует ответы:

– Что на Братской? «Вторая на оборотах!».

– Как дела на Бухтарме? «Пятая вступила в строй».

– Когда пускают на Воткинской? «Третьего? Молодцы!».

Так незамысловатая шутка насчет «страны» наполняется глубоким смыслом. Представьте на минуту карту СССР. Земля прикрыта морозной ночью. В разных углах: на востоке и западе, севере и юге горят огни строек. И маленький светлячок мерцает у самого Белого моря. Бегут, бегут по стране провода, пульсирует в них живой человеческий голос: «Как дела, Золотец?». Родине одинаково важны и необходимы Братская ГЭС и Выгостровская. Посмотрите на агрегаты. Ленинград и Новосибирск, Урал и Украина послали машины на Выг. Послушайте разговоры слесарей. Пожилой инженер, вскинув на лоб очки, водит пальцем по чертежу. Из группы монтажников, окруживших его, подают советы:

– А помните, на второй машине в Куйбышеве также барахлил насос? Может, попробуем?

– А помните, на Волжской…

– А на Онде?

Наконец, все готово. В «Журнал распоряжений ГЭС» вносится запись: «Гидроагрегат №1 смонтирован. Разрешается заполнение спиральной камеры». В торжественном молчании присутствующих расписывается Е. Косырев – представитель гидромонтажа, В. Козлов – представитель завода, выпустившего машину. В. Васильев – руководитель пуско-наладочных работ.

Высоко под потолком взвыли моторы лебедок, дрогнули и поползли вверх тросы. Приподнимается щит, воды Выга устремились в камеру. Бушует невидимый водопад, подрагивает под ногами пол. Через десяток минут водопад утомился. В зале – почти ни одного человека. Все внизу: снова и снова придирчиво осматриваются агрегаты, стенки кратера – не пробивается ли где вода?

Уходят минуты, часы. Опять появляется на столе журнал. Запись: «Разрешается пробный пуск». Дата: «30 ноября, 6 часов 15 минут». И те же подписи.

Наступает кульминация. В.Козлов подходит к колонне управления. Вспыхивает яркий свет: операторы телевидения дождались торжественного момента. Полны чудесной человеческой красоты усталые лица людей в ватниках, комбинезонах – представителей славного кочевого племени монтажников. Не спускает с турбины глаз экскаваторщик Э. Борошков, так и не решившийся уйти домой из-за опасения пропустить первый в своей жизни пуск. Ничем не выдают своего волнения начальник строительства С.Утрецкий и главный инженер М.Баранов. В их жизни это далеко не первая турбина, но разве можно привыкнуть к такому? И когда кто-то попросил начальника сказать «напутственное слово», Сергей Владимирович только и вымолвил: «Благославляю!». Голос выдал его чувства.

И вот он, неповторимый миг! Запели моторы маслонасосов и… ожила многотонная громада! Как к живому существу, бросились люди к машине, наклонились. И приникли к ней: как бьется твое сердце, Выгостровская ГЭС?

 Откуда-то из глубины памяти всплывают полузабытые слова:

Остановись, мгновенье,

Ты прекрасно!

А зачем стоять ему, мгновению? Ведь из таких прекрасных мгновений, когда оживают творения рук человеческих, состоит жизнь нашей страны. И чем больше будет их, таких событий, тем все быстрее будет наше движение вперед.

…Сейчас первая турбина Выгостровской ГЭС работает на холостых оборотах, сушит сама себя. Бесшумно, плавно вращается ротор машины. И только упругие струи сухого теплого воздуха из вентиляционных отверстий выдают его неукратимое движение, скрытую энергию. Пройдут считанные дни, и она незаметным ручейком вольется в океан электричества страны. Еще, пусть на минуты, ускорится стремительное движение вперед.

А через 20-25 дней оживет и «соседка» первой турбины – вторая. Разъедутся по стране монтажники, но не на долго. Через год дело снова позовет их на берега Выга.

 

Беломорская трибуна. – 1961.4 декабря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: