1. Гераклит Эфесский считал, что основой и началом всех вещей является:
а. огонь;
б. вода;
в. земля;
г. воздух.
2. По Аристотелю, человек – это
а. нравственное существо;
б. душа в темнице тела;
в. двуногое существо без перьев;
г. политическое животное.
3. Почему буддизм отрицает существование бога?
а. идея бога противоречит этике буддизма;
б. идея бога противоречит принципу детерминизма;
в. идея бога противоречит материалистическому подходу буддизма;
г. идея бога противоречит антропологии буддизма.
4. Принцип не-деяния в даосизме означает:
а. полная бездеятельность;
б. планирование своих действий;
в. освобождение от социальных обязательств;
г. освобождение от всякой эгоистической деятельности.
5. Кто из схоластов выдвинул теорию «двух истин»?
а. Аврелий Августин;
б. Пьер Абеляр;
в. Уильям Оккам;
г. Фома Аквинский.
6. Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
а. бесконечный шар с центром везде и нигде;
б. бесконечный шар без центра;
|
|
в. бесконечно меняющийся шар;
г. бесконечно расширяющийся шар, центр которого – Земля.
7. По мнению Парацельса, познав «архонта», можно будет:
а. познать самого бога;
б. обрести возможности магического преобразования природы;
в. стать подлинным философом;
г. превратить человека в бога.
8. Исходя из учения Ф. Бэкона о «призраках», очевидность движения Солнца по небосводу вокруг Земли является призраком:
а. пещеры;
б. рода;
в. рынка;
г. театра.
9. По мнению Р. Декарта, материальная и духовная субстанции:
а. находятся в тесной взаимосвязи;
б. являются противоположностями и постоянно борются друг с другом;
в. существуют независимо друг от друга;
г. существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой.
10. Д. Локк впервые выдвинул идею:
а. демократического централизма;
б. просвещенной монархии;
в. общественного договора;
г. разделения властей.
11. В философии Дж. Беркли «быть» означает:
а. существовать независимо от нашего сознания;
б. быть воспринимаемым ощущениями;
в. определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;
г. существовать в человеческом представлении.
12. Ж.-Ж. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:
а. просвещенного монарха;
б. избранного президента;
в. объединенный народ;
г. парламент.
13. По теории И. Канта, пространство и время:
а. являются вечными и реальными атрибутами субстанции;
б. не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в. возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
|
|
г. являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
14. На чем, по И. Канту, должно быть основано поведение людей?
а. на чувстве долга;
б. на ощущении свободы;
в. на альтруизме;
г. на познании необходимости.
15. Что является целью и центром философских размышлений И. Фихте?
а. устройство мира;
б. устройство общества;
в. обоснование свободы человека;
г. обоснование долга человека.
16. В чем суть диалектического взгляда на природу Ф. Шеллинга?
а. в ней есть единство и борьба противоположностей;
б. в ней есть только единство противоположностей;
в. в ней есть только борьба противоположностей;
г. в ней есть переход количества в качество.
17. В «Науке логики Г. Гегель обосновывает тезис:
а. все, что существует – разумно;
б. все, что существует – действительно;
в. все, что разумно – действительно;
г. разумное тождественно действительному.
18. В чем суть антропологизма Л. Фейербаха?
а. в констатации дуализма души и тела;
б. в отрицании дуализма души и тела;
в. в утверждении, что природа – базис человека;
г. в утверждении, что общество – базис человека.
19. По К. Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а. сознания;
б. производительных сил;
в. мирового исторического процесса;
г. взаимодействия бога и природы.
20. А. Шопенгауэр считал, что в сущности жизнь людей – это:
а. линия радостей и прогресса;
б. подобие маятника – от безмятежного счастья к горести и страданию, и наоборот;
в. серая и безликая жизнь насекомых;
г. цепь тревог, разочарований и страданий.
21. С. Кьеркегор выделял три стадии субъективной диалектики:
а. гносеологическая – этическая – эстетическая;
б. гносеологическая – эстетическая – религиозная;
в. эстетическая – этическая – религиозная;
г. этическая – эстетическая – гносеологическая.
22. Сколько стадий прошло человечество по О. Конту:
а. две;
б. три;
в. четыре;
г. пять.
23. В теории психоанализа З. Фрейда сублимация означает:
а. психическая энергия;
б. перевод психической энергии в физическую;
в. перевод физической энергии в психическую;
г. перевод психической энергии в социально приемлемую форму.
24. Кто из ниже перечисленных русских мыслителей прошлого был автором доктрины «Москва – III Рим»?
а. митрополит Илларион;
б. Нил Сорский;
в. старец Филофей;
г. Вассиан Патрикеев.
25. В чем суть философии «общего дела» Н.Ф. Федорова?
а. развитие общества;
б. совершенствование человека;
в. воскрешение умерших предков;
г. познание и преобразование мира.