Особенности игры заключается в целостности игровой деятельности и не делимости на отдельные составляющие, так и по характеру влияния игры на формирование конкретных навыков и умений.
Невозможно сказать, как и сколько ребенок должен играть, чтобы сформировались произвольность или первичные моральные инстанции, нельзя определить степень вовлеченности различных когнитивных и аффективных процессов в игровую деятельность, но можно уверенно и аргументированно утверждать, что игра оказывает влияние на всю жизнь ребенка, определенным образом ее конституируя и направляя.
Выделяют восемь функций детской игры, сконцентрированных преимущественно на сфере потребностей и влечений.
1. Подражание — ребенку необходима возможность разыгрывать то, что он видит, для того чтобы это понять или, по крайней мере, почувствовать себя частью события.
2. Разыгрывание реальных жизненных ролей, которое дает удовлетворение потребностей, не удовлетворяемых в реальности.
3. Отражение занятий и опыта ребенка, обладающих большим эмоциональным значением.
4. Выражение подавленных потребностей — так, некоторые дети ищут в игре теплоту и внимание, которого лишены в семье, а те, от кого требуют взрослого поведения, — напротив, разыгрывают младенцев.
5.Выход запрещенных побуждений, который связан с замещением (агрессия может проявляться в игре, но часто даже в игре она не может быть направлена на людей, а только на их заместителей).
6. Обращение обычных ролей. Зрелый в обычном поведении ребенок играет роль младенца; скромный робкий мальчик — доминирующую роль. Через драматическую игру эти дети пытаются расширить свое Я, сломать ригидные и тесные пределы, в которые обстоятельства ставят их.
7. Отражение роста, развития, взросления ребенка.
8. Разрешение в игре своих проблем.
Противоречие психической жизни детей между спонтанными желаниями и невозможностями их разрешить в ходе игровой деятельности.
Овладев элементарными действами и оторвавшись от взрослого, ребенок понимает, что действует «как взрослый», и аффект (желание) переносится с предмета на человека, стоявшего за предметом. Объективно это означает, что игровая деятельность побуждается насыщенным, аффективным мотивом действовать как взрослый. То есть это вызывает у ребенка подражать, быть как взрослые.
В ролевой игре формируется иерархия мотивов — важнейшее психическое новообразование дошкольного возраста. Превращение ребенка в мать, а куклы в ребенка, трансформирует купание и кормление из предметных действий в уход за ребенком. Эмоциональное переживание собственных действий приводит к первичной эмоционально - действенной ориентации в смыслах человеческой деятельности.






