В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования. Наибольшие результаты в развитии, воспитании даёт самостоятельная игра детей, игра по их инициативе, свободная, самодеятельная игра.
Педагогические интерпретации игровой деятельности включают в себя:
· Сюжет игры – цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д. Б. Эльконина, основной элемент в творческих играх.
· Управление игрой (Н. Я. Михайленко) – создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.
· Формирование игры (Н. Я. Михайленко) – планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
· Педагогическая технология игры – последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.
· Структура игры (Д. Б. Эльконин) – это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила
· Руководство игрой – непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.
· Культура игры – это содержательный, психологический, нравственный, эстетический её аспект.
· Игровое творчество – самостоятельность, инициатива детей в выборе партнёров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.
· Педагогическая поддержка игры – комплекс методов и приёмов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.
· Игровая позиция (Н. Н. Поддъяков) – наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.
Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.
Философия рассматривает игру вид деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребёнок переживает положительные эмоции. Главная из них – радость. Радость приносит свобода, когда ребёнок сам выбирает сюжет, игрушки, партнёров.
Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.
Психологические основы составляют данные исследований отечественных учёных – психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина, Л. Выготского, Н. Поддъякова.
Основные положения их сводятся к следующему.
– Игра – ведущий вид деятельности дошкольников, т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
– Игра – интрогенная деятельность, т. е. поведение ребёнка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности.
– В игре интенсивно идёт социализация ребёнка.
– Игра – средство саморазвития ребёнка, самообновления, самоусовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, средство переработки впечатлений.
– Игра имеет психотерапевтический эффект, т. к. в ней существует 2 плана эмоций.
Биологические основы игры составляют положения о том, что:
– Игра – удел молодого организма;
– Ребёнок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;
– В игре ребёнок получает удовольствие.
Социальные основы игры включают моменты:
– Игра – отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;
– Общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;
– Общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.
Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности.
Существует несколько теорий игры. Среди них:
– Теория З. Фрейда, по которой игра ребёнка рассматривается как форма преодоления барьеров, тайных желаний.
– Теория К. Грооса утверждает, что основное назначение игры – развитие человека с чисто биологических позиций.
– Теория С. Холла включает положение о том, что игра – это смешанная деятельность; игра удовлетворяет стремление детей к свободе, автономии.
– Теория Д. Эльконина констатирует, что игра – особая форма отражения окружающей действительности, средство социализации.
– Согласно теории Н. Поддъякова, игра определяет качество жизнедеятельности ребёнка, выполняет функции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.






