Игра как коррекция поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольника, формировании коммуникативных навыков и умений. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Игра дает первые возможности для самовоспитания старшего

дошкольника, развития произвольной регуляции его поведения, так как в игре ребенок должен соотносить свое поведение с требованиями принятой на себя роли.

Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребенка. Одна из важнейших функций игры состоит в том. Чтобы проблемы и конфликты, разрешение которых не зависит от ребенка, превращать в ситуации поддающиеся его контролю. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников – наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность в состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно игровая деятельность помогает ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим. И выработать определенные навыки социального поведения.

Поэтому вопросы использования игр, как средство преодоления поведенческих и личностных проблем ребенка широко используется в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии.

Выделяют два основных направления практического использования коррекционных игр в работе с дошкольниками:

Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, и получило название «недирективной игровой терапии». Недириктивная игровая терапия основывается на том, что поведение ребенка направляется стремлением к наиболее полной самореализации, следовательно, цели такой игровой коррекции состоят в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослыми.

В ходе проведения недириктивной игровой терапии ребенок приглашается в хорошо оснащенную игровую комнату и получает возможность играть в ней так, как ему захочется. Во время игровой деятельности взрослый демонстрирует ребенку его безусловное принятие – не требует никаких изменений, создает чувство безопасности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы.

Вместе с тем игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний.

Сближению взрослого и ребенка, обеспечению дошкольнику возможностей для принятия субъективной позиции способствует занимаемая педагогом в недириктивной игротерапии партнерская позиция, которая открывает для ребенка возможности приобретения опыта равноправного сотрудничества и дает свобод выбора поступка и право принятия на себя ответственности за его последствия.

Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности ребенка и дает ему возможности самому справляться со своими проблемами.

Второе направление в практике использования коррекционных игр предполагает создание взрослым и проигрывание вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу ребенка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр для коррекции поведения дошкольников, преодоления у них повышенной тревожности и страхов – А.И. Захаров. Его игры строятся по типу игр-драматизаций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов.

Важным моментом игровой коррекции является предварительное обсуждение игры, в ходе которого педагог предлагает детям найти разные решения проблемных ситуаций и преодолеть последствия тех или иных поступков героев. При этом, важно, чтобы дошкольники сами высказывали свои суждения, и решения проблемных ситуаций были сформулированы ими самими. После первого проигрывания и обсуждения к участию в игре приглашаются другие дети, происходит смена ролей, и игра повторяется снова.

В подобных играх ребенок, имеющий трудности в поведении, например, агрессивный, конфликтный, исполняя роль персонажа с подобными негативными проявлениями – Карабаса Барабаса, Бабы-Яги или реального героя, - слышит оценку таких поступков со стороны окружающих. С другой стороны, важно, чтобы ребенок мог сыграть в коррекционной игре роль, контрастную его особенностям, проблемам в поведении: пугливый, нерешительный ребенок – роль смелого, умеющего постоять за себя героя, агрессивного персонажа. В этом случае задачами игровой коррекции являются расширение поведенческого репертуара дошкольника, предоставления ребенку возможности попробовать себя в новой социальной роли.

Коррекционные игры позволяют преодолевать многие проблемы   взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей, смягчения проявлений расторможено-агрессивной и конфликтной форм поведения.

Одна из задач первого этапа психолого-педагогической коррекции – преодоление нарушений коммуникации в системах «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник». Эффективными здесь будут коммуникативные игры, в которых взрослые смогут стать равными партнерами дошкольников. Для удовлетворения потребности дошкольников в признании окружающих, формирования позитивного отношения к себе на данном этапе коррекционной работы желательно использование игр на гармонизацию притязаний дошкольников на признание, осознание ими своих прав и обязанностей. Особенно важны эти игры для детей, по разным причинам «не принятых» в группе сверстников (чрезмерно застенчивых, замкнутых, агрессивных), и для  дошкольников, чьи благоприятные отношения с педагогам, родителям были нарушены.

Второй этап коррекционной работы направлен на расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения. На этом этапе предполагается использование разных вариантов коррекционных игр – драматизаций (психодрам) и сюжетных этюд, которые дают возможность дошкольникам с проблемами в поведении «перевоплотиться» в героев, обладающих противоположными чертами характера – застенчивым почувствовать себя решительными, агрессивным – дружелюбными, импульсивным – сдержанными. Вместе с тем, такого рода игры позволяют смоделировать наиболее сложные ситуации в игровой форме, развивать умения общения и взаимодействия в трудных для них ситуациях.

Третий этап коррекционной работы предполагает самостоятельное применение детьми освоенных в играх навыков поведения, расширение их социальных связей, обеспечение успеха в наиболее трудных видах деятельности. Поэтому на данном этапе работы могут использоваться наиболее привлекательные для «трудных» детей игры, в которых они могут проявить свои сильные стороны, а также игры из предыдущих этапов работы, в которых не были достигнуты результаты коррекционно-развивающей работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: