Граффити в современном обществе

Творческий проект поИЗО на тему "Граффити в современном обществе" освещает место и значение стрит-арт культуры в современном обществе, рассматривает общественное мнение о граффити и определяет, является ли граффити современным видом искусства.

Исследовательская работа по рисованию "Граффити в современном обществе" состоит из теоретической базы исследования о граффити и истории граффити за рубежом и в России, исследования и анализа мнений респондентов разных возрастных категорий об уличном искусстве.


Практическая часть проекта по рисованию "Граффити всовременномобществе" содержит анализ "умных" граффити - какие виды и тематика существует в современном стрит-арте. Категории граффити представлены в виде иллюстрированных таблиц.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие «граффити». История развития граффити за рубежом и в России
Глава 2. Отношение современного общества к граффити
Глава 3. Виды и тематика «умных» граффити в современном обществе
Заключение
Список использованных источников

Введение


В современном мире перед молодым поколением открывается множество возможностей. Каждый выбирает из этого множества что-то своё, находит свой интерес. Можно отметить большое разнообразие увлечений и хобби среди молодежи: сюда можно отнести и занятия спортом, и разнообразныйхендмейд, и танцы, и музыку, и много другое.

Каждое из занятий помогает юному человеку развиваться и совершенствоваться. Однако возникает вопрос: все ли увлечения приносят только пользу человеку и окружающему обществу?

Граффити– одно из популярных на сегодняшний день хобби молодых людей. Подростки зачастую украшают серые стены города пёстрыми рисунками краской из баллончиков. Подобные рисунки бывают разными и по тематике, и по качеству исполнения.

Многие люди относятся к граффити исключительно как к хулиганству. Однако есть те, кто утверждает, что граффити – это искусство. Мы считаем, что данный спор необходимо разрешить. Чем же на самом деле является граффити? Имеют ли такие рисунки право на существование?

Цель нашей работы – определить и доказать, являются ли граффити современным видом искусства.

Задачи нашей работы:

1. определить понятие «граффити»;

2. рассмотреть историю развития граффити за рубежом и в России;

3. провести социологический опрос об отношении жителей нашей страны к граффити;

4. изучить существующие граффити и разделить их на тематические группы/категории;

5. определить, можно ли назвать граффити современным видом искусства.

К методам исследования нашей работы следует отнести наблюдение, фотографирование, опрос, статистические методы, теоретический анализ.

 

Понятие «граффити». История развития граффити

Глава 1.
Понятие «граффити». История развития граффити за рубежом и в России.

Чтобы понять сущность понятия «граффити», необходимо обратиться к дефинициям из нескольких источников. Согласно Большой Советской Энциклопедии, граффити – это посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. (3)


Энциклопедический словарь определяет граффити как различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены (4). Также обратимся к словарю молодежного слэнга, так как граффити неразрывно связано с современной молодежной культурой. Итак, по данным этого словаря граффити – это молодежная субкультура и молодежное неформальное течение.

Основным её транслятором является коллективное нанесение изображений на стены. Граффити имеет несколько подвидов. Так, оно включает в себя аэрозольное искусство (рисование баллончиком), стикеры (наклейки), плакаты, трафареты и шаблоны, рисунки и шрифты, сделанные маркером или кистью, и шкрябанье (скрэтчинг).

Граффитиимеет тесную связь с таким танцевальным направлением как брейкданс, так как обе субкультуры можно отнести к уличным, и зачастую подростки увлекаются обеими субкультурами одновременно. Граффитчики одеваются в одежду в стиле RnB, и предпочитают слушать рэп-музыку (5).

Рассмотрев три дефиниции, мы можем заметить, что каждая из них определяет граффити как нанесение изображений на стену. Такое наблюдение позволяет провести параллель с древней наскальной живописью, с помощью которой наши давние предки делились сценами из своей жизни и оставляли различного рода послания своим потомкам. Проверить истинность этой связи нам поможет обращение к истории возникновения движения граффити.

Происхождениеслова "граффити"


В первую очередь, рассмотрим происхождение слова «граффити». Итак, слова «Граффити» и «граффито» пришли из итальянского языка. В переводе итальянское слово graffiato означает «нацарапанный».

Родственным является понятие «граффито», обозначающее удаление одного слоя пигмента путем процарапывания поверхности таким образом, чтобы показался второй цветной слой, находящийся под ним. Такая техника использовалась прежде всего гончарами, которые после окончания работы вырезали на изделиях свою подпись.

В древние времена граффити наносились на стены с помощью острого предмета, иногда для этого использовали мел или уголь. Интересно, что греческий глагол graphein (по-русски — «писать») имеет тот же корень (4).

В действительности, история термина граффити возвращает нас к древнему человеку, оставляющему рисунки на стенах пещеры. Прообразы граффити встречаются еще на античных памятниках. Например, в Древнем Египте такие рисунки украшают пирамиды и усыпальницы и рассказывают современному человеку много интересного о жизненном пути фараонов.

Древние Греки и Римляне, в свою очередь, подобным образом записывали афоризмы на различные тематики. Граффити помогли узнать некоторые подробности об образе жизни и языков исчезнувших культур и народностей. Так, в одном из поселений племени Майя ученые обнаружили большое количество хорошо сохранившихся рисунков.

Случалось и так, что авторы древних граффити допускали орфографические и грамматические ошибки в написании, что свидетельствует граффити о невысоком уровне людей грамотности людей, живших в те времена, и одновременно помогают разгадать загадки разговорной речи таких древних языков как латинский (2).

У наших предков восточных славян в культуре также обнаруживаются граффити. В Новгороде сохранилось 10 граффити ХI века. Чаще всего древнерусские граффити находили на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы. Для Киева, где в отличие от Новгорода не использовались берестяные грамоты, граффити имеют особо ценное значение, так как являются одним из основных источников сведений о разговорной речи и сообщают о достаточно широком распространении бытовой письменности на Руси (2).

Таким образом, можно сделать вывод, что наскальные рисунки и настенные записи можно назвать самыми первыми граффити.

Обратимся к истории становления современного граффити. В том виде, в котором мы узнаем граффити сейчас, граффити зародилось в американском городе Нью-Йорк и входило в состав хип-хоп культуры, когда молодые люди оставляли на стенах города знаки самовыражения (имена, псевдонимы и прочее). Это было 60-е годы предыдущего столетия.

В основном подростки расписывали метро. Постепенно интерес к такому способу самовыражения возрос до такой степени, что это стало целым движением под названием «хип-хоп граффити», а исполнители данных рисунков стали называться «райтерами» (от англ. writer – писатель).

Граффити также писали на стенах, зданиях и т. д., но подземка была вне конкуренции. 1970-е годы были выдающимися для граффити - это были годы изобретений. Это были годы, когда началась история граффити и ее развитие до наших дней, появилось много стилей и направлений, территорией распространения стал целый город.

Впоследствии представители различных субкультур интересовались граффити. Сюда можно отнести любителей рок-н-ролла, панк-рока, рэп-музыки. Безусловно, городские власти и жители не всегда оставались довольными подобными творениями.

Большие средства из бюджета тратились на «очистку» стен и вагонов поездов от рисунков. Однако были случаи, когда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. Зачастую такие искусные работы выполнялись в память умерших людей. Например, в США можно обнаружить граффити, посвященные знаменитому поп-исполнителю Майклу Джексону (7).

Итак, граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Не является исключением и наша страна. Зарождение движения граффити случилось еще в СССР и приходится на 1980-е года, однако только к концу 1990-х приобретает массовый характер.

Это связано с доступом к информации, которая стала поступать стремительно с распространением интернета, а также с использованием граффити в рекламе на телевидении и в средствах массовой информации.

На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали.

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити. В Чебоксарах c 2001 года проводится ежегодный граффити-фестиваль в рамках международного хип-хоп фестиваля «Кофемолка».

В Екатеринбурге ежегодно в первые выходные июля проводится международный фестиваль стрит-арта «Стенограффия» (8).

На подобных фестивалях можно увидеть очень талантливых райтеров, чьи работы поражают воображение. Эти люди увлекаются граффити не с целью хулиганства. Они стараются развиваться в данном направлении и совершенствовать свои художественные навыки; они хотят сделать наш мир ярче и красочнее.

Отношение современного общества к граффити

Глава 2.
Отношение современного общества к граффити

В современном мире каждый человек имеет право на свою точку зрения. Тем не менее, чаще всего мнение большинства является решающим. Чтобы выяснить, каково отношение жителей нашей страны к граффити, нами был проведен опрос.


Как метод исследования,социологический опрос представляет собой метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты) (7).

В качестве респондентов нами было выбрано 30 человек разных возрастных групп (12-65 лет). Каждому респонденту были заданы следующие вопросы: «Как вы относитесь к граффити? Является это скорее хулиганством или же искусством? Почему?» Для старшего поколения мы подробно объяснили, что такое граффити, чтобы избежать недопонимания.

Приведём некоторые ответы респондентов:

1) Женщина, 45 лет: «Смотря какое граффити. Если оно выглядит красиво и эстетично, то воспринимается, как искусство. Если же это глупые кривые надписи, то никаким произведением искусства это не является. Зависит и от места: рисовать граффити на памятниках – хулиганство»

2) Женщина, 30 лет: «Искусство, это красиво. Это вид современного художества». 3) Мужчина, 24 года: «Граффити-это интересно. Если оно создано с душой и талантом, то никто не посмеет назвать это позором. Я – за яркие стены моего города».

4) Мужчина, 51 год: «Считаю это развлечением подростков, которые портят виды города».

5) Девочка, 12 лет: «Мне нравятся красивые и «умные» граффити. Они украшают старые заборы и стены».

6) Женщина, 65 лет «Рисунки на стенах мне никак не симпатичны. Они всегда не к месту и выглядят вычурно».


Исходя из данных ответов, мы можем заметить, что мнения по вопросу о граффити разнятся от человека к человеку. Кто-то положительно отзывается о граффити, а кто-то их критикует. Другие же не имеют однозначного мнения по этому вопросу.

Приведем полные результаты опроса в следующей диаграмме (см. диаграмма 1):

Итак, согласно результатам проведенного опроса, большинство респондентов не дали однозначного ответа на поставленный вопрос. Эти люди заявили, что признают граффити искусством только тогда, когда оно выполнено в подходящем месте и выглядит эстетично. Около трети участников одобряют граффити как искусство. Меньшинство опрошенных склоняется к версии, что граффити – это хулиганство.

Мы можем сделать вывод о том, что многие люди не могут сформировать определенную точку зрения, так как в нашем обществе данный вид творчества имеет разный формат и вид. Однако нам бы очень хотелось изменить общественное мнение, ведь движение «умных» или эстетичных настенных рисунков можно развивать.

Этому может способствовать наше правительство. Мы считаем, что не обязательно творить свои «шедевры» там, где это запрещается, так как можно согласовывать свои проекты с муниципальной властью. Сейчас на многих столичных домах появляются санкционированные граффити, и выглядит это очень достойно. Подобные работы талантливых мастеров не имеют тематических ограничений. Какими бывают «умные» граффити, мы рассмотрим в главе 3 нашей работы.

Виды и темы «умных» граффити

Глава 3.
Виды и тематика «умных» граффити в современном обществе

Как и у живописи, у граффити есть различные направления. В данной работе мы рассмотрим те рисунки, которые являются популярными и распространенными в настоящее время. Среди изученного материала присутствуют работы, размещенные в сети Интернет, а также наши собственные фотоснимки.


Итак, нами было рассмотрено около 100 граффити различных тематик. Мы предприняли попытку систематизировать данные работы, объединив их в сходные тематические группы.

Первую, достаточно обширную группу можно назвать «декоративными граффити» (см. табл. 1), поскольку данные изображения скорее служат эстетическим целям и не несут в себе особенного посыла. Такие рисунки зачастую выглядят очень ярко, выразительно; это могут быть различные пейзажи, изображения цветов, животных и тому подобное.

Таблица 1. Декоративные граффити

В следующую, также крупную группу мы объединили рисунки, связанные с исторической памятью (см. табл. 2). Данную группу следует разделить на несколько разделов. Во-первых, существует множество граффити, посвященных известным людям прошлого.

Сюда можно отнести и актеров, и спортсменов, и писателей, и изобретателей и другие значимые лица для той или иной страны или для всего мира. Во-вторых, есть граффити, посвященные памятным историческим событиям. В нашей стране можно обнаружить много работ, связанных с событиями Великой Отечественной Войны. Также существуют изображения достопримечательностей, прославляющих города и страны; сцены из фильмов, мультфильмов и так далее.

Таблица 2. Памятныеграффити

 

Отдельно стоит выделить граффити с содержанием различных цитат (см. табл. 3). Это могут быть призывы, лозунги, высказывания знаменитых людей, строки из песен, отрывки стихотворений и так далее. В корректном исполнении это также выглядит интересно и привлекает внимание общества.

Таблица 3. Цитирующие граффити

Часто встречаются социальные граффити, метафорически изображающие проблемы современного общества (см. табл. 4).

Таблица 4. Социальные граффити

Бывают юмористические граффити (см. табл. 5). Среди них встречаются рисунки всех вышеперечисленных тематик. Их создатели часто отличаются особой оригинальностью идей, постоянно удивляют публику новыми решениями.

Таблица 5. Юмористические граффити

Таким образом, мы выделили пять основных групп, в которые входят граффити различной тематики, но, тем не менее, мы считаем, что все они имеют право называться «умными» граффити, которые одновременно украшают улицы городов и «рассказывают» свою историю. Хотелось бы, чтобы движение граффити развивалось именно в этих направлениях, и в таком случае мы без сомнения сможем назвать граффити искусством.

Заключение


В данной работе нам следовало определить, является ли граффити искусством. Что найти ответ на данный вопрос, нами был изучен сам термин «граффити». Мы сравнили несколько определений слова, обратились к его этимологии.

Далее была рассмотрена история движения граффити. Первыми граффити можно назвать еще сделанные древними людьми наскальные рисунки. Современная история же берет начало в Соединенных Штатах Америки, откуда популярность движения стремительно разошлась по всему миру. Распространены граффити и в России. В крупных городах можно увидеть действительно оригинальные и интересные работы.

На следующем этапе работы мы провели опрос среди жителей нашей страны разных возрастных групп, который показал их отношение к изображениям на стенах города. Согласно результатам опроса, большинство считает граффити искусством, если оно выглядит достойно и прилично.

Далее мы решили изучить, какими бывают «достойные» граффити и популярны ли они в настоящее время. Для этого мы просмотрели большое количество работ, представленных на сайтах в сети Интернет, что позволило нам объединить их в пять основных групп, различающихся по своей тематике. Радостно, что таких работ оказалось достаточно большое количество. Мы надеемся, что эти работы будут вдохновлять молодежь на творение подобных шедевров стритарта. В таком случае граффити определенно станет особым видом искусства для всего общества.

Список использование источников

1. Луков В. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 203.

2. Мулина, О. В нарисованном городе ярче живется//Семья. – 2009. - №33. С. 93

3. Интернет-источники

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: