Является ли бинарной оппозицией следующая пара: Природа – культура?

Культура- способ познания мира и себя, как неотъемлемой его части, то, как мы пытаемся объяснить всё происходящее вокруг.

О человеке мы говорим как о существе био-социальном. В течение жизни он растёт, развивается, социализируется, начинает к чему-то стремиться, чего-то достигать, что-то у него получается, а что-то ему «не дано», пробует, бросает, теряется, снова пробует, и так всю жизнь.

Если бы человек не научился находить объяснение тем процессам и явлениям, которые его окружали, фокусы психики давно свели бы его с ума. Так,на мой взгляд, и появилась религия(от первоначальных её истоков в виде анимизма, тотемизма и т.д., до того, что мы имеем сейчас). Или, к примеру, наука – такой же способ познания мира, только объяснение его устройства другим способом.

А почему человеку необходимо находить ответы на поставленные вопросы? Ответ кроется в природе самого человека - нам сложно находиться в неопределённости.

Если бы человек не научился петь, играть на музыкальных инструментах, писать стихи, вязать куклы, ремонтировать машины и т.д. все негативные эмоции, страшные мысли давно бы взяли над ним вверх. Сублимация негативного в искусство есть естественная потребность человека.

Однако, не каждый находит выход в этом. Кто-то спивается, кто-то начинает колоться, кто-то сходит с ума, не в состоянии взять ответственность за жизнь в свои руки, кто-то становится озлобленным на весь мир, кто-то начинает страдать психо - соматическими болячками, а кто-то продолжает медленно плыть по течению, как будто это крест, который он должен нести всю свою жизнь.

Культура есть природа. Природа её двигатель, её первоисток.

Это то, как я вижу любое проявление человеком своей индивидуальности, того, что мы можем назвать искусством. То, что помогает одинокому в этом мире человеку почувствовать себя всемогущим и всезнающим; то, что даёт уверенность в происходящем и держит нас «на плаву».

Поэтому так важно уметь сублимировать свои чувства, не только неопределённые, негативные, но и те, что несут позитив, во что-то большее, чем просто боязнь перед неизвестностью.

Вопрос 2.

А) Ф.Ницше. Я уверена наверняка, что для Ницше пара Природа-Культура являлась бинарной. В своих трудах он утверждал, что человек либо творец(культура), либо материал для творчества(природа). Высокая культура может возникнуть лишь там, где есть полярные друг другу касты: каста работающих и праздных, каста принудительного или свободного труда.

Борьба дионисийского начала, как начала чувственного(культура) и аполоновского, как рационального(природа), является двигателем культура. И культура развивается благодаря противоборству двух начал.

Б)Для З.Фрейда, я уверена, эта пара тоже представлялась бинарной. В его концепции об уровнях человеческой психики он выделят два противополжных друг другу элемента:ОНО И СУПЕР-Я.

ОНО- первичные влечения человека, имеющие природное происхождение, слепые инстинкты.

Сверх-я –выработанные временем моральные стандарты, моральная сила личности, стремление к идеалу, духовное развитие, то есть культура.

Несмотря на то, что обе эти составляющие всегда находятся в тесной взаимосвязи, это противополжные друг другу элементы, имеющие разные источники развития.

В)К.Г.Юнг пришёл к выводу о том, коллективное бессознательное(не только индивидуальное в человеке) имеет не природный, а культурный характер. Здесь нет никаких сомнений, что пара Природа-Культура является для него бинарной.

Для Юнга источник культура –сознательное и бессознательное, взаимодополняющие друг друга. А опыт предыдущих поколений, память о природной среде зепечатлены в коллективном бессознательном.

 

Безусловно, вопрос Природа-Культура как бинарная оппозиция не может быть просто разрешён, и  в каждой теории есть свои веские доводы. Однако я считаю, что начало у всего, что может происходить с человеком, является момент его рождения, его природа, и его интуитивное стремление к познанию мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: