Эссе «Духовные основы медицины» на тему: «Медицина – ремесло или искусство?»

Медицина – это ремесло или искусство? По-моему, ремесло – это род деятельности, уже изведанный, всем известный,протоптанная тропинка.Искусство – это мастерство и умение посмотреть на данное с другой стороны, не обременяя себя логикой.

Медицина – вроде бы ремесло. Когда врач думает, что все знает и умеет, он начинает смотреть на ситуацию через призму своих шаблонов. В этом случае, увидев похожие ситуации, он и действует в них похожим образом, как ранее. Так медицина становится ремеслом, ведь ремесленник каждый раз делает одно и то же. Почему же это страшно? Потому что одинаковых пациентов не бывает. Причины болезней у всех разные, даже если внешние симптомы похожи. Если лечить только симптомы, то страдания пациента могут растянуться на долгие годы. Но потом люди приходят к талантливым врачам – и те сразу их вылечивают. Потому что лечат не симптомы, а разбираются в причинах. Вникнуть, коснуться души пациента, понять условия его жизни, потратить свою энергию, просто по-настоящему «вжиться» в роль пациента – условия для успешного лечения, которыми врач не должен пренебрегать. И это уже индивидуальный подход, а значит — искусство.

 «Лечить больного, а не болезнь» (М.Я. Мудров) — таково традиционное требование медицины. Нет никаких сомнений в том, что образование врача, занимающегося лечебной практикой, не должно и не может ограничиваться одним только комплексом профессиональных медицинских знаний. Им принадлежит несомненно важнейшее и первостепенное, но не единственное место. Врач должен быть гуманным и всесторонне образованным человеком. «Сколько бы вы, милостивые государи, ни выслушивали и ни выстукивали, вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушаетесь к показаниям самого больного», — неизменно наставлял своих учеников Г.А. Захарьин. И в этом — глубокая врачебная мудрость.

По существующему законодательству полагается давать всю информацию о заболевании и диагнозе. Но в любом случае необходимо учитывать психологическое состояние пациента. Некоторые, услышав страшный диагноз, уходят в себя, теряют интерес к жизни, уверенность в себе, и это приводит к быстрому угасанию. Поэтому, я думаю, нужно говорить диагноз, потому что люди должны ориентироваться, сколько необходимо потратить на лечение, им нужно время, чтобы привести в порядок свои дела, выполнить определенные обязательства перед близкими.

Что касается непосредственно стоматологии, то стоматолог без художественного видения - плохой стоматолог. Я могу объяснить почему. Все дело в том, что перед намистоит множество задач, и одна из них – сохранить, восстановить или создать эстетику зубов и полости рта в целом. А без «взгляда с другого ракурса» невозможно создать «красивый» зуб. Даже на данном этапе нашего стоматологического пути, без фантазии нам не обойтись, так как уже сейчас мы учимся лепить из различных материалов анатомически правильные и эстетически «идеальные» зубы. Уже сейчас нам надо развивать наше воображения, дабы «увидеть» модель зуба.

Подводя итог, хочу сказать, что в любой стране у докторов есть выбор: стабильно «забирать деньги» на хронических больных или все-таки спасать людей. И всегда есть приверженцы и одного, и другого подхода. Это является отображением души каждого человека, и у каждого человека есть выбор: каждый день, каждый час мы выбираем, по какую сторону границы быть. Моя мечта – однажды изменить представления людей о том, что такое вообще медицина. Моя мечта – сделать так, чтобы люди поняли, что они ответственны за своё здоровье и дороже этого нет ничего.

История развития медицины - это героическая борьба за жизнь и здоровье, самопожертвование в поисках истины, героизм перед неудачей и разочарованием.

С древнейших времен медицина считалась искусством. Великий врач эпохи Возрождения Парацельс писал: «Медицина есть более искусство, нежели наука. Знание опыта других может быть полезным для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если нет у него необходимых способностей и ему не назначено природою быть врачом. Природа и вызывает, и излечивает болезнь, поэтому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке».

Также известной всем в «Клятве Гиппократа», связано представление о высоконравственном облике врача. В клятве четко сформулирован профессиональный долг врача: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного...» В «Клятве» впервые представлены требования соблюдения врачебной тайны. Вполне современно звучит запрет на эвтаназию: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...»

Врач – одна из самых важных профессий в истории человечества, связывающих основы религии и сущность человека. В древние времена их окрестили «Посланниками божьими».Предполагалось, что человек располагает двумя основными составляющими – своей душой и разумом. Разум из всех многочисленных качеств человека приводит к истине, выступающей в роли правильного мировосприятия. Известный итальянский философ Леон Баттист Альберти сказал: «Разум по своей природе всегда влечет душу к самым хорошим и похвальным делам... В жизни человека разум значит больше, чем фортуна, благоразумие — больше, чем случай».

В заключение всех перечисленных мною примеров, рассуждений, я полагаю, что медицина – это искусство. Ведь искусство важно для гармоничного развития духовных и физических сил человека. Выдающийся советский хирург С.С. Юдин писал: «Как прогулки, охота и спорт совершенно необходимы для сохранения физического здоровья и сил, так театр, концерты, музеи и художественные выставки нужны для освежения духовных запросов и для той духовной гимнастики, без которой понизятся и атрофируются творческие способности». Использование средств искусства для здорового, гармоничного развития духовных и физических сил человека отнюдь не должно быть прерогативой одних только медиков, здесь важная роль принадлежит также педагогам, и всем тем, кто занят воспитанием подрастающего поколения. Нужно, чтобы каждый человек понимал, как важны общение с искусством и художественное творчество, чтобы он умел полнее использовать их оздоровляющую силу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: