Характерные маневры самолёта в горизонтальной плоскости

 

В горизонтальной плоскости характерными маневрами являются: разворот для изменения направления полёта (угла пути ); неустановившийся вираж – разворот самолёта на 360°; установившийся вираж с креном и скольжением; правильный вираж – установившийся вираж без скольжения.

    Рассмотрим правильный вираж. Учитывая, что при правильном вираже: , из уравнений (2.17) получим уравнения движения центра масс самолёта в виде:

                                                             (7.11)

    Так как , то третье уравнение принимает вид

                                                                 (7.12)

где R – радиус кривизны траектории движения центра масс самолёта.

    Определим радиус правильного виража. Из (7.12) следует, что

              .

Подставив из второго уравнения системы (7.11) величину ,

будем иметь:

              .

Отсюда видно, что с увеличением скорости радиус виража увеличивается, а с увеличением перегрузки – уменьшается. Так как при правильном вираже: , т.е. самолёт описывает окружность с радиусом R.   Следовательно, время  выполнения правильного виража:

              .

    Из полученных выражений следует, что для определения всех параметров правильного виража  достаточно задать только две величины, например,  или .

    Рассмотрим границы области правильных виражей на плоскости . Для определения границ области правильных виражей при заданной высоте Н построим кривые потребных тяг для различных значений  и кривую располагаемой тяги .

Из первого уравнения системы (7.11) следует, что правильный вираж представляет собой изоэнергетический маневр .

Ранее для изоэнергетического маневра были получены выражения (7.5) и (7.6).

    Так как правильный вираж является изоэнергетическим маневром, то для построения кривых  при различных значениях  используем эти выражения в виде:

.

    По результатам расчетов строим кривые (рисунок 7.4).

 

 

Рисунок 7.4 – Характеристики предельного виража

Границами области правильных виражей являются линии:

    А-В – по безопасному значению ;

    В-С – по предельному значению ;

    С-D – по располагаемой тяге;

A-D – граница, соответствующая установившемуся прямолинейному горизонтальному полёту с когда .

    Область, заключенная между этими границами является областью правильных виражей. Каждой точке этой области будет соответствовать правильный вираж с однозначно определенными параметрами .

    Построим график предельных виражей. Все точки, лежащие на границах правильных виражей, за исключением точек на границе (A-D) с перегрузкой , соответствуют предельным виражам, выполняемым самолётом с предельными перегрузками .

    Рассчитать  на данной высоте при  можно по формулам:

              .

Определив по данным формулам , можно построить график предельных виражей, например, для  (рисунок 7.5).

 

 

Рисунок 7.5 - График предельных виражей

 

    Аналогичный график можно построить и для .

    Из графика 7.5 видно, что на данной высоте полёта Н имеется минимум радиуса виража  при скорости . Эта скорость называется наивыгоднейшей скоростью виража для данной высоты полёта.

    Скорость, при которой будет минимальное время выполнения виража  определится точкой касания прямой, проведённой из начала координат к кривой  (рисунок 7.5). Имеем тогда   и .

Из рисунка 7.5 видно, что .

    Рассмотрим неустановившийся вираж. При выполнении правильного виража для получения минимального радиуса или времени требуются небольшие скорости полёта при вводе в вираж. Если до начала выполнения правильного виража самолёт летел с большой скоростью, то для реализации правильного виража с  или  надо предварительно уменьшить скорость прямолинейного полёта до  или . Для более эффективного маневра целесообразно в процессе торможения осуществлять разворот. При этом движение самолёта будет неустановившемся.

    Для расчета параметров неустановившегося виража без скольжения используются уравнения:

                                                     (7.13)

    Из первого уравнения следует, что для уменьшения скорости  тангенциальная перегрузка  должна быть отрицательной, т.е. . Из второго и третьего уравнений получим выражение для мгновенного радиуса разворота

              .

Если неустановившийся вираж выполняется с наименьшим радиусом разворота и торможением, то он называется форсированным. Для ввода самолёта в форсированный вираж надо уменьшать тягу двигателей и накренить самолёт на угол , создавая предельную нагрузку .

    На первом этапе маневр выполняется с постоянной предельной перегрузкой: . При этом угол атаки a и коэффициент подъемной силы  из-за уменьшения скорости должны увеличиваться до допустимого (безопасного) значения: a = aдопи .

    Поскольку при дальнейшем уменьшении скорости увеличение угла атаки недопустимо, то на втором этапе маневр продолжается при . При этом угол крена  и перегрузка  должны уменьшаться. В конце маневра угол крена должен быть равным нулю, а перегрузка  равна единице. Расчёт параметров неустановившегося виража проводится численным интегрированием уравнений (7.13). За независимую переменную целесообразно принять угол поворота траектории .

    Траектория неустановившегося виража показана на рис. 7.6.

 

 

рис 7.6                                                          начальная скорость,

– конечная скорость,

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: