В горизонтальной плоскости характерными маневрами являются: разворот для изменения направления полёта (угла пути
); неустановившийся вираж – разворот самолёта на 360°; установившийся вираж с креном и скольжением; правильный вираж – установившийся вираж без скольжения.
Рассмотрим правильный вираж. Учитывая, что при правильном вираже:
, из уравнений (2.17) получим уравнения движения центра масс самолёта в виде:
(7.11)
Так как
, то третье уравнение принимает вид
(7.12)
где R – радиус кривизны траектории движения центра масс самолёта.
Определим радиус правильного виража. Из (7.12) следует, что
.
Подставив из второго уравнения системы (7.11) величину
,
будем иметь:
.
Отсюда видно, что с увеличением скорости радиус виража увеличивается, а с увеличением перегрузки
– уменьшается. Так как при правильном вираже:
, т.е. самолёт описывает окружность с радиусом R. Следовательно, время
выполнения правильного виража:
.
Из полученных выражений следует, что для определения всех параметров правильного виража
достаточно задать только две величины, например,
или
.
Рассмотрим границы области правильных виражей на плоскости
. Для определения границ области правильных виражей при заданной высоте Н построим кривые потребных тяг для различных значений
и кривую располагаемой тяги
.
Из первого уравнения системы (7.11) следует, что правильный вираж представляет собой изоэнергетический маневр
.
Ранее для изоэнергетического маневра были получены выражения (7.5) и (7.6).
Так как правильный вираж является изоэнергетическим маневром, то для построения кривых
при различных значениях
используем эти выражения в виде:
.
По результатам расчетов строим кривые (рисунок 7.4).

Рисунок 7.4 – Характеристики предельного виража
Границами области правильных виражей являются линии:
А-В – по безопасному значению
;
В-С – по предельному значению
;
С-D – по располагаемой тяге;
A-D – граница, соответствующая установившемуся прямолинейному горизонтальному полёту с
когда
.
Область, заключенная между этими границами является областью правильных виражей. Каждой точке этой области будет соответствовать правильный вираж с однозначно определенными параметрами
.
Построим график предельных виражей. Все точки, лежащие на границах правильных виражей, за исключением точек на границе (A-D) с перегрузкой
, соответствуют предельным виражам, выполняемым самолётом с предельными перегрузками
.
Рассчитать
на данной высоте при
можно по формулам:
.
Определив по данным формулам
, можно построить график предельных виражей, например, для
(рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 - График предельных виражей
Аналогичный график можно построить и для
.
Из графика 7.5 видно, что на данной высоте полёта Н имеется минимум радиуса виража
при скорости
. Эта скорость называется наивыгоднейшей скоростью виража для данной высоты полёта.
Скорость, при которой будет минимальное время выполнения виража
определится точкой касания прямой, проведённой из начала координат к кривой
(рисунок 7.5). Имеем
тогда
и
.
Из рисунка 7.5 видно, что
.
Рассмотрим неустановившийся вираж. При выполнении правильного виража для получения минимального радиуса или времени требуются небольшие скорости полёта при вводе в вираж. Если до начала выполнения правильного виража самолёт летел с большой скоростью, то для реализации правильного виража с
или
надо предварительно уменьшить скорость прямолинейного полёта до
или
. Для более эффективного маневра целесообразно в процессе торможения осуществлять разворот. При этом движение самолёта будет неустановившемся.
Для расчета параметров неустановившегося виража без скольжения используются уравнения:
(7.13)
Из первого уравнения следует, что для уменьшения скорости
тангенциальная перегрузка
должна быть отрицательной, т.е.
. Из второго и третьего уравнений получим выражение для мгновенного радиуса разворота
.
Если неустановившийся вираж выполняется с наименьшим радиусом разворота и торможением, то он называется форсированным. Для ввода самолёта в форсированный вираж надо уменьшать тягу двигателей и накренить самолёт на угол
, создавая предельную нагрузку
.
На первом этапе маневр выполняется с постоянной предельной перегрузкой:
. При этом угол атаки a и коэффициент подъемной силы
из-за уменьшения скорости должны увеличиваться до допустимого (безопасного) значения: a = aдопи
.
Поскольку при дальнейшем уменьшении скорости увеличение угла атаки недопустимо, то на втором этапе маневр продолжается при
. При этом угол крена
и перегрузка
должны уменьшаться. В конце маневра угол крена должен быть равным нулю, а перегрузка
равна единице. Расчёт параметров неустановившегося виража проводится численным интегрированием уравнений (7.13). За независимую переменную целесообразно принять угол поворота траектории
.
Траектория неустановившегося виража показана на рис. 7.6.
рис 7.6
начальная скорость,
– конечная скорость,
.






