Наука – понятие, объединяющее: а) деятельность по поиску и оформлению новых истинных знаний (деятельность по построению моделей исследуемой реальности); б) совокупность научных знаний. Наука есть сфера человеческой деятельности, основная функция которой выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и определение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика).
Методология как определенная смысловая рамка для научной рефлексии, позволяющая преодолеть наивный реализм взгляда на мир и на себя как исследователя или практика. Объект рефлексии – сама система принципов и понятий психолого-педагогического знания.
Рефлексия – свойство человека, благодаря которому возможно осознание и описание самого себя и аспектов своей жизни, возможность посмотреть на себя и свою деятельность как бы со стороны.
Научная рефлексия – способ исследования оснований методов и результатов познавательной деятельности.
Э. Г. Юдин: Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности (а так же учение об этой системе!).
В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Важнейшие задачи методологии науки – помощь исследователю в организации научного поиска, а также помощь практику в осмыслении его профессионально-личностной позиции.
Чем объясняется интерес к методологическому знанию?: 1) сложностью и многомерностью самого предмета исследования; 2) накоплено огромное количество эмпирического материала, фактов, которые требуют осмысления; 3) необходимость интеграции психологического знания; 4) возрастание рефлексивности психологического знания.
В.П. Зинченко: Методология как саморефлексивное восхождения исследователя к собственной философско-методологической позиции. «Сама наука может существовать лишь в силовом поле сознающего свои познавательные усилия человека» (Б.И. Пружинин).
С позиции С.Д. Смирнова и Т.В. Корниловой методология – это особая форма рефлексии, «самосознания» науки (особый род знания о научном знании), включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторических границ научного познания.
Методологического подход: это принципиальная философская ориентация, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения, видения объекта), понятие или принцип, руководящий стратегией исследования (Э. Г. Юдин).
Проблемы решаемые методологией: 1) анализ исследовательских принципов, подходов и концепций; 2) описание и анализ этапов научного исследования; 3) анализ языка науки; 4) выявление сферы применимости отдельных процедур и методов.






