Структура научной теории (А. В. Юревич)

       I. Центральная область.

К центральным компонентам психологических теорий можно отнести: а) общий образ психологической реальности, б) центральную категорию, в) соответствующий феномен, г) набор основных понятий (тезаурус), д) систему отношений между ними, которую можно назвать «сеткой отношений», е) базовые утверждения.

       II. Периферическая область.

Периферическую область психологических теорий можно разделить на два компонента: а) собственно теоретический, б) эмпирический. Теоретический компонент «периферии» включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, эмпирический – подкрепляющий теорию эмпирический или обыденный опыт (примеры, наблюдения и т.д.).

       III. Область неявного или личностного знания (М. Полани).

Неформализуемая составляющая научной теории. «Что» и «Как»! Знание на кончиках пальцев. Любая теория, в особенности социогуманитарная, включает в себя множество неявных смыслов и имплицитных утверждений, понимание которых всегда индивидуально и осуществляется на уровне личностного знания, что и порождает главную причину расхождения смысловых полей при восприятии теорий.

      

       Критерии оценки психологических теорий (Л. Хьелл, Д. Зиглер).

       1) Верифицируемость. По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно.

       2) Эвристическая ценность. В какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования.

       3) Внутренняя согласованность. Внутренняя согласованность. Теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом.

       4) Экономность. Теорию можно оценивать с позиции количества концепций, требуемых для описания и объяснения событий в пределах сферы охвата данной теории. Согласно принципу экономности, более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных. Чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И наоборот.

       5) Широта охвата. Чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется. Может ли теория использоваться как логический каркас для объединения и включения в себя новых, разрозненных фактов, установленных в наблюдении или эксперименте.

       6) Функциональная значимость. Последний из критериев определения хорошей теории состоит в ее способности помочь людям понять их повседневное поведение. Теория должна также помогать людям решать их проблемы, улучшать качество их жизни, способствовать личностному росту.

 

       Научная парадигма – совокупность фундаментальных достижений в определенной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течении определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности. Т. Кун (амер.): («Структура научных революций») «Парадигма – это то, что объединяет научное сообщество, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму».

 

       Методологические принципы педагогического исследования (Принцип (лат. principium – основной, главный) – фундаментальное положение, поясняющее, как наука подходит к трактовке и исследованию своего предмета):

       – принцип объективности (проблема объективации, поиска объективных проявлений исследуемого феномена);

       – принцип сущностного анализа (соотнесение в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития);       –     – генетический принцип (рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим, – качественно иным);

       – принцип единства логического и исторического (сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и его структуры, функций, связей в его современном состоянии, а также перспектив его развития);

       – принцип концептуального единства (стремление к единству и логической непротиворечивости подходов и оценок, преодоление стихийной эклектики);

       – принцип системности (системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами);

       – принцип целостности (стремление к познанию сложного, многопланового предмета исследования во всей полноте его существования).

       – принцип сочетания сущего и должного (любое из существующих педагогических явлений может быть верно понято и оценено только в сопоставлении с нормой или идеалом, а любая педагогическая перспектива не может быть обоснована и понята без учета состояния современной теории и реальной практики) (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: