Функции, формы и уровни методологического знания

 

 

       Функции методологического знания:

       1) ф-я катализации, стимулирования процесса познания;

       2) ф-я проблематизации и критического осмысления функционирующих в культуре идей; 3) ф-я формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления;

       4) организация и структурирование научного знания, выделение единых философско-мировоззренческих принципов познания;

       5) ф-я определения стратегии развития науки, оценки перспективности того или иного научного направления;

       6) рефлексивная функция – позволяет выйти ученому в рефлексивную позицию, осознать свои познавательные средства и адекватность их применения;

       7) ф-я мировоззренческой интерпретации результатов научного поиска с точки зрения той или иной картины мира;

       8) коммуникативная функция: а) ученые люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех подходов, теорий, позиции которых ими не разделяются, б) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психолого-педагогического знания.

           

       Формы методологического знания:

       Два аспекта методологического знания: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических) которые являются руководящими принципами в научной и практической деятельности; 2) нормативное знание о способах (методах) организации научного исследования в образовании, его логике, этапах, процедурах и т.д.

       А) Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Ретроспективное описание процессов научного познания;

       Б) Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результат – построение предписаний и норм, регламентирующих процесс научного познания. Стандартизация исследовательской деятельности (Но надо помнить – готовых рецептов нет!)

 

       Уровни методологического знания: 1) Философский уровень имеет форму философского знания (в высшей степени отрефлексированное мировоззрение), оценка методологического фундамента науки, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира; 2) Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Междисциплинарный характер принципов (системность, детерминизм); 3) Уровень конкретно-научной методологии. На этом уровне методологии общенаучные принципы и философские идеи реализуются (адаптируются) применительно к психологическим теориям: гуманистическая психология, экзистенциальная психология, бихевиоризм и т.д.; 4) Уровень методики и техники исследования. Наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Описание конкретных приемов сбора эмпирических данных. Правила и принципы организации экспериментальной работы и т.д.

       Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического при менения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. Методология педагогики включает в себя следующие положения. 1. Учение о структуре и функциях педагогического знания. 2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл. 3. Учение о логике и методах педагогического исследования. 4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: