Сравнительно-правовые аспекты права граждан на медицинскую помощь

Начать рассмотрение вопросов данного параграфа представляется необходимым с указания на то, что специфика второго поколения прав (социально-экономические и культурные права), в контексте которого принято рассматривать право на охрану здоровья и медицинскую помощь, состоит в том, что для их реализации должны быть нормативно установлены конкретные обязанности государства. Отсутствие их обеспечения на государственном уровне означает формализм таких категорий, как гражданские и политические права М.И. Литовкина отмечает, что «конституционное право на охрану здоровья способствует формированию ориентиров для проведения социальной политики государства: с ним тесно связаны понятия «качество жизни» и «социальное благополучие», что, в свою очередь, отражает высокую степень социальной значимости здоровья населения для общества и государства»[27]. В последние годы актуальной становится проблема конституционного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в современных государствах мира.

В рамках обозначенной выше проблемы представляется необходимым провести сравнительный анализ конституций некоторых европейских государств, выявить конституционное закрепление права на охрану здоровья и получение медицинской помощи, обязанности государства по развитию здравоохранения, классифицировать конституции этих государств по критерию способов формулирования данных норм.

В Конституции Австрии[28] норма, регулирующая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, отсутствует, как и нормы, регулирующие социально-экономические и культурные права. В.В. Невинский считает, что структура конституционного законодательства Австрии по своей форме близка к писаным некодифицированным Конституциям, однако содержание данной Конституции дает представление об основах конституционного строя Австрии. Основные права и свободы в Австрии закреплены Основным законом от 21 декабря 1867 года, Федеральным конституционным законом от 29 ноября 1988 года и другими конституционными законами, и конституционными положениями обычных законов, в которых имеет место трансформация международно-правовых норм в области защиты прав человека в национальное конституционное законодательство. Тем не менее согласно Конституции Австрии к компетенции Федерации относится осуществление санитарного надзора[29].

В конституции Княжества Андорра находит отражение отдельная глава, регулирующая второе поколение прав (глава 5 «Экономические, социальные и культурные права и принципы»). Данной главой предусмотрены такие права, как право частной собственности и наследования (статья 27 Конституции Княжества Андорра[30]), право на свободное предпринимательство (статья 28 Конституции Княжества Андорра), право на труд (статья 29 Конституции Княжества Андорра) и другие социально-экономические и культурные права. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 30 Конституции Княжества Андорра. Данная статья гласит: «Право на защиту здоровья признается так же, как и пользование социальными пособиями для удовлетворения иных потребностей. С этой целью Государство обеспечивает систему социального страхования». По мнению А.Н. Пилипенко, в отношении социально-экономических и культурных прав Конституцией Княжества Андорра четко обозначены рамки законодательства и деятельности органов государственной власти в этой сфере. Что касается непосредственно государственных институтов, то апеллирование к этим правам допускается в пределах и на условиях, установленных законом[31].

В части 2 Конституции Королевства Бельгия «О бельгийцах и их правах»[32] содержится ряд политических и социально-экономических прав. Так, например, статья 12 Конституции закрепляет право на личную свободу, статья 15 Конституции на неприкосновенность жилища, статьей 19 Конституции предусмотрена свобода культов и их публичное отправление. Социально-экономические и культурные права бельгийцев закреплены в статье 23 Конституции. К числу этих прав можно отнести право на жизнь, соответствующую человеческому достоинству; право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности; право на здоровую окружающую среду; право на культурное и социальное процветание. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь включено в пункт 2 статьи 23 Конституции Королевства Бельгии, наряду с правом на социальное страхование, социальную и юридическую помощь. По утверждению С.А. Коняева, Конституция Королевства Бельгия относится к группе конституций, в которых урегулировано не только право граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи, но и обязанность государства по развитию здравоохранения[33].

В Своде основных законов Великобритании нет прямого упоминания права на охрану здоровья. М.В. Баглай считает, что «в британской конституции отсутствует изложение основных прав человека в том смысле, который вкладывают в это понятие в странах с писаной конституцией. Институт прав и свобод может быть изменен в том же порядке, что и любая другая часть конституции». В то же время Б.С. Крьшов отмечает, что «отсутствие в Великобритании письменного документа, который можно было бы назвать Конституцией, не означает, что в этой стране нет сложившейся и устойчивой структуры государственных органов, сложившихся отношений между ними, порядка их образования и устоявшихся, в том числе определенных законом и практикой, обычаями, прав и свобод граждан[34].

В Основном законе Федеральной Республики Германия право на охрану здоровья и медицинскую помощь не включено в часть 1 Основного закона ФРГ «Основные права»[35]. По мнению В.В. Невинского, это связано с тем, что ведущее место среди основополагающих конституционных принципов ФРГ отводится принципу неприкосновенности достоинства человека и конституционная норма, закрепляющая данный принцип, является фундаментом для других прав и свобод, базисной нормой для всего законодательства. В немецком праве достоинство человека - ключевое понятие. Согласно статьи 1 Основного закона ФРГ «достоинство человека- неприкосновенно, уважать и защищать его - обязанность всякой государственной власти». Тем не менее к компетенции Федерального законодательства ФРГ отнесено урегулирование таких мероприятий, как борьба с эпидемическими и эпизоотическими заболеваниями, допуск к врачебным и другим медицинским профессиям и врачебной деятельности, обращение с лекарствами, лечебными средствами; хозяйственное обеспечение больниц и установление тарифов за предоставляемую ими помощь[36].

В Конституции Ирландии от 29 декабря 1937[37] года не содержится норма, регулирующая право граждан на охрану здоровья и медицинское обслуживание. С.А. Коняевым Конституция Ирландии отнесена к группе конституций, которые не регулируют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, как и иные социальные права.

В Конституции Лихтенштейна в главе 4 «Основные права и обязанности граждан»[38] есть нормы, регулирующие социально-экономические и культурные права. Так, например, статья 36 Конституции предусматривает свободу ремесел, торговли и промышленности в установленных законом рамках. Что касается права на охрану здоровья и медицинское обслуживание, то государственные гарантии в отношении систем страхования по болезни, старости и инвалидности регламентированы в статье 26 главы 3 «Обязанности государства». Согласно статье 26 Конституции Лихтенштейна государство должно поддерживать и поощрять системы страхования по болезни, старости и инвалидности, а также страхование от пожара. Ю.И. Лейбо отмечает, что Конституцией Лихтенштейна закрепляется ответственность государства в отношении общества и граждан, обязанность органов государственной власти в области здравоохранения. Регулирование права граждан на охрану здоровья, получение медицинской помощи, а также обязанность государства по развитию здравоохранения закреплены и в Конституции Люксембурга[39]. С.А. Коняев относит Конституцию Люксембурга к группе Конституций, которые содержат общую норму о праве на охрану здоровья и получение медицинской помощи и соответствующие социальные гарантии, наряду с Конституциями Албании, Армении, Беларуси, Бельгии, Венгерии, Греции, Грузии, Королевства Нидерландов, Франции и Японии[40]. Л.И. Литовнина отмечает, что гарантии законом организации социального обеспечения, здравоохранения и отдыха трудящихся закреплены в главе 2 «О люксембуржцах и их правах». Пункт 5 статьи 11 Конституции Люксембурга[41] гласит: «Закон организует социальное обеспечение, здравоохранение и отдых трудящихся и гарантирует профсоюзные свободы»[42].

Социально-экономические и культурные права, включая право на охрану здоровья и медицинскую помощь, регламентированы Конституцией Монако в титуле 3 «Основные свободы и права»[43]. Так, в статье 17 Конституции прописано, что монегаски равны перед законом. Между ними не существует привилегий. Статья 25 содержит норму о гарантированности свободы труда. Право на бесплатное начальное и среднее образование закреплено в статье 27 Конституции. Согласно статье 26 Конституции Монако монегаски имеют право на помощь государства в случае нужды, безработицы, болезни, инвалидности, старости и материнства на условиях и в формах, предусмотренных законом. Таким образом, Конституция Монако не только регулирует право граждан на охрану здоровья и медицинское обслуживание, но и обязанности государства по развитию здравоохранения[44].

Д.Г. Рощупкин отмечает, что Конституция Королевства Нидерландов[45] является конституцией, которая не только регулирует право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и закрепляет обязанность государства по развитию здравоохранения. Социально-экономические и культурные права находят свое отражение в главе 1 Конституции Королевства Нидерландов «Основные права». Согласно пункту 1 статьи 22 Конституции государственные органы обязаны принимать меры по защите здоровья населения, таким образом, имеет место быть норма, закрепляющая социальные функции государства в отношении сферы здравоохранения[46]. Такого рода закрепление, а также наличие таких статей, как об обеспечении занятости населения (статья 19 Конституции), достаточности средств к существованию и справедливом распределении богатства (статья 20 Конституции), защите окружающей среды и здоровья населения, социальном и культурном развитии (статья 21 и статья 22 Конституции), развитии образования (статья 23 Конституции), выводит Конституцию Нидерландов в разряд наиболее современных конституций[47].

В Конституции Французской Республики[48] отсутствует норма о праве на охрану здоровья и получение медицинской помощи. Формально ее авторы объясняли отсутствие специального раздела, посвященного правовому положению личности, тем, что составление Декларации прав Правительством не соответствует французской политической и юридической традиции.

Союзная конституция IIIвейцарской Конфедерации содержит социально-экономические и культурные права в части 2 главы 3 «Социальные цели». В пункте lb статьи 41 Конституции прописано: «каждое лицо получало необходимую заботу о его здоровье»; пункт 2 соответствующей статьи закрепляет обязанность государства по развитию здравоохранения: «Союз и кантоны выступают за то, чтобы каждое лицо было защищено от экономических последствий возраста, инвалидности, болезни, несчастного случая, безработицы, материнства, сиротства и вдовства». С.А. Коняев обращает внимание на то, что в IIIвейцарии на конституционном уровне установлен запрет клонирования, также как и регулирование иных вопросов, связанных с развитием медицинских технологий и защитой жизни и здоровья человека, таких как защита генотипа человека, запрет купли-продажи, дарение эмбрионов, человеческого зародышева материала, искусственное оплодотворение, генная инженерия, использование зародышева материала и генотипа животных[49].

Сравнительный анализ конституций государств позволил нам разделить конституции этих государств по критерию способов формулирования норм, обеспечивающих право на охрану здоровья и медицинскую помощь на три группы: конституции, регламентирующие социально-экономические и культурные права, в том числе и право на охрану здоровья и медицинскую помощь; конституции, регламентирующие социально-экономические и культурные права, но не содержащие норму о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь; конституции, в которых социально-экономические и культурные права не регламентированы.

К конституциям, регламентирующим социально-экономические и культурные права, в том числе и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на наш взгляд, относятся конституции Княжества Андорра, Бельгии, Лихтенштейна, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Монако, IIIвейцарии.

Основной закон ФРГ регламентирует социально-экономические и культурные права, но не содержит норму о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь. В группу конституций, в которых социально-экономические и культурные права не регламентированы, нами включены конституции Австрии, Великобритании, Ирландии и Франции.

Заключение по параграфу. Подводя итог всему вышеизложенному в рамках данного параграфа, мы можем сделать вывод о том, что большинство современных государств закрепляют в своих нормах вопросы касающиеся права граждан на медицинскую помощь, но вместе с тем, следует указать на то, что формулировки и сам механизм подобного закрепления отличается от страны к стране. Наиболее современными конституциями являются Конституция Нидерландов и Союзная конституция IIIвейцарской Конфедерации. Они не только регламентируют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, но и закрепляют обязанность государственных органов по развитию здравоохранения.

 


[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФЗ) // Российская газета. 1993. № 237.

[2] Козлова И.В. Право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь // Аллея науки. 2018. № 1. С. 55.

[3] Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

[4] Романовская О.В. Право на охрану здоровья, право на медицинскую и социальную помощь: проблемы соотношения // Социальное и пенсионное право. 2015. № 1. С. 9.

[5] Капралова Е.В., Сергеева Е.С. Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение // Журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского». 2011. №1. С. 295.

[6] Савощикова Е.В. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Advanced Sience. 2019. № 2. С. 44.

[7] Конституции Италии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[8] Некрасов С.И. Конституционное право – 7-е изд. М.: ГРИФ УМО СПО.2018. С.22.

[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[10] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.) // Собрание законодательства РФ.1996. N 25. Ст. 2954.

[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

[12] О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20.04.1993 N 468 (ред. от 07.11.1997г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1447.

[13] Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1086 (ред. от 03.11.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6429.

[14] Камшилов А.Н. О системе нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения // Марийский юридический вестник. 2016. № 2. С. 44.

[15] Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике: Закон ЧР от 03.10.2012 N 59 // Собрание законодательства ЧР. 2012. N 10. Ст. 1013.

[16] Об охране здоровья граждан в Республике Северная Осетия-Алания: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2013 N 1-РЗ // Северная Осетия. 2013. № 34(26301).

[17] Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 04.12.2012 N 608-з // Республика Башкортостан. 2012. № 234.

[18] О регулировании отдельных вопросов в сфере охраны здоровья граждан в Республике Татарстан: Закон РТ от 22.12.2012 N 87-ЗРТ // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2012. N 12.

[19] Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике: Закон Кыргызской республики от 9 января 2005 года № 6 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbook.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[20] О здоровье народа и системе здравоохранения: Кодекс РК от 18 сентября 2009 года № 193-IV [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbook.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[21] Бабурина А.В. Социальные права гражданина – право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи по Конституции РФ // Конституционные инструменты защиты прав человека. 2018. № 2. С. 44.

[22] Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 (утратил силу) // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 22.02.2020г.

[23] Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

[24] Агаджанян М.А. Конституционные механизмы обеспечения и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь // Менеджер здравоохранения. 2018. № 8. С. 39.

[25] Тимофеев И.В. К вопросу о содержании права на охрану здоровья и медицинскую помощь в конституционно-правовом аспекте // Ученые записки юридического факультета. Ид-во СПбГЭУ, 2015. Вып. 39 (49). С. 109.

[26] Тимофеев И.В. К вопросу о содержании права на охрану здоровья и медицинскую помощь в конституционно-правовом аспекте // Ученые записки юридического факультета. Ид-во СПбГЭУ, 2015. Вып. 39 (49). С. 110.

[27] Соловьева Н.В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе конституционных прав // Вестник права и образования. 2018. № 2. С. 45.

[28] Конституция Австрии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[29] Рощупкин Д.Г. Вопросы защиты права на оказание медицинской помощи зарубежом // Вестник права и образования. 2017. № 4. С. 88.

[30] Конституции Княжества Андорра [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[31] Рощупкин Д.Г. Вопросы защиты права на оказание медицинской помощи зарубежом // Вестник права и образования. 2017. № 4. С. 88.

[32] Конституции Королевства Бельгия [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[33] Коняев С.А. Обеспечение транспортной безопасности в системе гарантий конституционного права на жизнь: автореф. дисс канд. юр. наук: 12.00.02 // Воронежский государственный университет. Воронеж, 2013. С. 12.

[34] Баглай М.В. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2004. С. 113.

[35] Конституция ФРГ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[36] Конституция Ирландии [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[37] Конституция Лихтенштейна [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[38] Конституции государств Европы. В 3 т. Т. 2. М.: НОРМА, 2001. С. 113.

[39] Баглай М.В. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.: Норма, 2004. С. 116.

[40] Коняев С.А. Обеспечение транспортной безопасности в системе гарантий конституционного права на жизнь: автореф. дисс канд. юр. наук: 12.00.02 // Воронежский государственный университет. Воронеж, 2013. С. 16.

[41] Конституция Люксембурга [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[42] Литовнина М. И. Конституционное право на охрану здоровья в фокусе национальной безопасности// Право и безопасность. 2013. № 1-2(44). С. 144.

[43]

[44] Конституция Монако [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[45] Конституция Королевства Нидерландов [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[46] Рощупкин Д.Г. Вопросы защиты права на оказание медицинской помощи зарубежом // Вестник права и образования. 2017. № 4. С. 89.

[47] Конституция Французской Республики [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[48] Союзная конституция IIIвейцарской Конфедерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.studbooks.ru. Дата обращения: 22.02.2020г.

[49] Симкина И.В. Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в государствах Западной Европы // Академический вестник РФ РТА РФ. 2016. № 4. С. 88.




double arrow
Сейчас читают про: