Проблема реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в субъектах РФ

Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в субъектах РФ исторически сталкивалось с многими проблемами, которые создавали серьезные преграды для его реализации. Решение проблем в реализации прав граждан в сфере охраны здоровья и медицинской помощи повлияло на структурные изменения в системе здравоохранения, которые направлены на обеспечение вопросов по реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В области здравоохранения существенными проблемами являются решение вопросов по социальной защите лиц, которые страдают социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, проблемам донорства тканей и органов. Решение этих вопросов будет существенно влиять на усиление правовой базы, поэтому, на законодательном уровне необходимо приведение в соответствие с Конституцией РФ и законами субъектов РФ отдельных терминов и понятий. В связи с этим возникла необходимость по внесению изменений или разработке новых законов, направленных на реализацию прав граждан в сфере охраны здоровья. Особую значимость на современном этапе развития общества приобретают меры: по социальной и правовой защите граждан в сфере охраны здоровья, по закреплению на государственном уровне гарантий на защиту граждан в случае утраты здоровья, по закреплению в законах мер ответственности граждан за сохранение и укрепление здоровья своих детей, своего здоровья и окружающих лиц, по усилению ответственности медицинских работников за качество и эффективность оказания медицинской помощи, по созданию условий для обеспечения эффективной профилактики, диагностики и лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья граждан[21].

Таким образом, на всех уровнях продолжается законотворческая деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, странах СНГ, в результате которой осуществляется пересмотр устаревших норм и введение новых, более прогрессивных и действенных норм в законодательных актах, регулирующих систему здравоохранения.

Вновь вступившие в законную силу законодательные акты в сфере охраны здоровья граждан не должны противоречить Конституции Российской Федерации и нормам международного права.

Центральное место в системе здравоохранения занимает Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, который возглавляет данную область. Остальные законы и подзаконные акты действуют и применяются в соответствии с этим федеральным законом. В своей совокупности законы и нормативные правовые акты составляют систему здравоохранения. Такая форма систематизации законов и иных нормативных актов, регулирующих одну из важнейших областей общественных отношений, хороша для применения в условиях разделения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Однако нормы принятых законов и нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ недостаточно применяются на практике. Это связано с тем, что многие акты игнорируются и не используются.

Характеризуя законодательство об охране здоровья и медицинской помощи граждан, следует отметить, что данная отрасль законодательства является сравнительно молодой. Формирование этой отрасли началось с принятия Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г.[22] Затем формирование продолжалось путем приема подзаконных актов, которые стали вступать в законную силу с 1 июля 1970 г. Именно в этот период возникло регулирование данной отрасли на местах.

На основе анализа законодательства субъектов РФ, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи, можно выделить две группы: законодательные акты, регулирующие широкий спектр вопросов, которые влияют на большинство институтов здравоохранения, например Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»[23]; законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы, касающиеся более узкой специализации.

Первая группа включает в себя акты, регламентирующие отдельные виды медицинской помощи, например, донорство органов и тканей человека и их трансплантация, психиатрическая помощь. Также она включает в себя акты, регулирующие оказание медицинской помощи по отдельным видам заболеваний, например, туберкулез, ВИЧ- инфекция и др.

Данная группа включает в себя нормы, регулирующие права отдельных групп населения в сфере охраны здоровья граждан. Например, правомочие граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность на предприятиях с вредными или опасными условиями труда; правомочие военнослужащих, лиц, проходивших альтернативную гражданскую службу, подлежащих призыву на военную службу; правомочие граждан, которые заключены под стражу, привлечены к наказанию в виде лишения свободы, и другие. Указанные граждане имеют право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.

Вторая группа включает в себя акты, регулирующие вопросы узкой специализации, например, об ограничении курения табака, распития спиртных напитков в общественных местах.

Структура данной системы здравоохранения должна строиться на основе соответствия и соблюдения Конституции РФ, а на самом деле она сформирована с противоречиями. На местах издается множество законодательных актов, дублирующих друг друга и федеральное законодательство, которые имеют пробелы и много противоречий. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления следует обращать внимание на отношения в сфере охраны здоровья, которые не урегулированы на федеральном уровне, а не копировать законы[24].

В результате законотворческой деятельности возникает необходимость создания такой единой системы законодательства в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, которая сконцентрирует (объединит) все законодательные нормы, дополняющие друг друга. Данная тенденция будет правильной, именно такой подход обеспечит осуществление деятельности всех обязанных субъектов в сфере здравоохранения.

Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что, несмотря на постоянное обновление нормативной базы, требуется дальнейшее ее совершенствование для результативности обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вновь принятые законы и нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи должны быть направлены на устранение существующих пробелов федерального законодательства, на урегулирование нерешенных вопросов. Например, на законодательном уровне необходимо урегулировать проблемы обязательного страхования профессиональной ответственности врачей, обязательного лицензирования медицинских работников. Кроме того, необходимо при совершенствовании законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи устранить разногласия, которые существуют между оказанием бесплатных медицинских услуг и оказанием медицинских услуг на платной основе. Это следует учесть при разработке нового законодательства и внесении изменений в существующие правовые нормы с целью правового регулирования охраны здоровья граждан. Вышесказанное свидетельствует о необходимости систематизации всего законодательства в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи, которая позволит объединить законы, другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области здравоохранения и будет способствовать созданию единого законодательного комплекса. Именно такая систематизация законодательства позволит быстрее отыскать нужную правовую норму при возникновении конкретной ситуации в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи, особенно, если речь идет об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанных субъектов своих обязанностей по обеспечению реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь[25].

На современном этапе ныне действующее законодательство таково, что существует множество пробелов, недостатки, одни нормы противоречат другим нормам, устаревшим, но не отмененным. Кроме того, в нормах права могут наблюдаться коллизии, то есть расхождение или противоречие между нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения. Поэтому действующее законодательство нуждается в доработке, которая будет выражаться в организации правового обеспечения, разработке фундаментальных законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, которые способствовали бы устранению таких недостатков. Вновь принятые законы должны быть направлены на установление принципов деятельности национальной системы здравоохранения, то есть необходимо проводить реформирование законодательства в сфере здравоохранения. Кроме того, законодательство должно быть систематизировано, именно только такая система позволит правильно организовать правовое регулирование такой сферы общественной жизни, как здравоохранение[26].

Заключение по параграфу. Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному в рамках данного параграфа, мы можем сделать вывод о том, что право на медицинскую помощь являет собою «составную часть» более общего «права на охрану здоровья». Вместе с этим, государство все е формулируя конституционные нормы, отдельно говорит о праве на охрану здоровья и праве на медицинскую помощь, тем самым подчеркивая значимость оказания медицинской помощи и ее особое место в общей категории «охрана здоровья». Что касается самого понятия, то на наш взгляд, право на оказание медицинской помощи – это право любого человека, находящегося на территории Российской Федерации, на комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Право на медицинскую помощь гарантируется Российской Федерацией. Что касается системы правового регулирования указанного права, то на первом уровне располагаются многочисленные нормы Конституции РФ, на втором уровне нормы международных актов, на третьем общее и специальное законодательство, на четвертом отдельные специальные законы, регламентирующие право на оказание отдельных видов медицинской помощи; на пятом подзаконные акты. Особе место при этом занимают нормы закрепленные в региональном законодательства (законодательстве субъектов Российской Федерации).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: