Формы и методы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации

 

Для оптимальной организации взаимодействия педагогов с семьями, необходимо учитывать особенные потребности каждой семьи, согласно описанными типологиями семей «группы риска».

Рассмотрим эти потребности.

1. Неполная семья. Неполная семья, нуждается в привлечении ближайших родственников – бабушек, дедушек, к процессу воспитания ребенка. В силу трудовой занятости одинокого родителя, необходимо вовлечь ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки), внеурочной деятельности.

2. Педагогически несостоятельная семья. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания и оказания помощи в обучении, представлений о родительском авторитете, о значении участия родителей в жизни ребенка, формирования его как личности. Доведение до родителей значимости семьи, как первого и главного института социализации ребенка.

3. Асоциальные семьи. Асоциальные семьи нуждаются в пропаганде здорового образа жизни в семье, как залоге крепкого здоровья ребенка, обеспечении безопасности его жизнедеятельности.

4. Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей в систему дополнительного образования, в консультации педагога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, прав, обязанностей детей и опекунов.

5. Многодетным (если многодетность в семье по причине асоциального образа жизни, инвалидности родителей, религиозных взглядов и убеждений) и малообеспеченным (если малообеспеченность является следствием асоциального образа жизни родителей, нетрудоспособности одного из родителей, инвалидности у родителей или ребенка) семьям требуются: оказание информационной помощи при индивидуальных консультациях об их правах и льготах, организация ежедневного, каникулярного досуга и летнего отдыха детей, педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации.

6. Семьям с детьми с ОВЗ, необходима поддержка и сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность клуб по интересам, кружки. Консультирование педагогами об инклюзивном образовании.

7. В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений.

Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения [26].

Но с семьями «группы риска» недостаточно традиционных форм взаимодействия. Зачастую они равнодушно относятся к попыткам педагога наладить контакт, не посещают образовательную организацию, не посещают родительские собрания, игнорируют вызовы в школу.

При выборе форм взаимодействия необходимо изучить потенциал, которым обладает каждая семья, и учитывать психологические особенности семьи. Поэтому на первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия – посещение семьи.

Посещение семьи на дому педагог осуществляет с диагностическими, контрольными, профилактическими целями, позволяющими выстроить и продолжать длительные связи с семьей «группы риска», своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь, как родителям, так и детям.

Посещение дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Это предоставляет возможность получить больше информации, чем лежит на поверхности.

Целями посещения семьи «группы риска» являются:

− диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

− контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); выполнения родителями рекомендаций;

− профилактические: оказание образовательной, посреднической, психологической помощи [7].

При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий [5].

Следующая форма индивидуального взаимодействия − индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Работая с семьей, педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение.

Эмоциональное заражение – процесс передачи эмоционального состояния одного индивида, другому на психофизическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему. Заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. Педагог выступает как образец оптимизма [5].

Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности.

Внушение бывает двух видов – прямое и косвенное:

Прямое внушение подразумевает передачу идеи от одного человека другому, которая должна быть принята безоговорочно.

Косвенное внушение – цель достигается обходными путями.

Прием прямого внушения, при взаимодействии с семьями «группы риска», целесообразно применять в отношении семей ведущих асоциальный образ жизни [1].

Убеждение − процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности [6].

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же − необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Далее мы выбираем коллективные формы взаимодействия направленные на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.

Педагогический практикум — это процесс воспитания, обучения и развития, направленный на приобретение общих познавательных способностей личности в условиях взаимодействия внутренней составляющей индивида с внешней сферой жизнедеятельности, результатом которого станет новая стратегия мышления и действия [7].

Педагогический практикум для родителей – это форма выработки педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей [8].

Таким образом, мы выделили такие формы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации как, коллективные – родительские собрания, педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, ролевые игры, круглые столы, ролевые игры; индивидуальные – посещение семьи, индивидуальные консультации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: