Программа сопровождения семей и детей «группы риска»

 

Программа сопровождения семей и детей «группы риска» одержит пять основных этапов:

1 этап. Организационно-информационный.

Цель первого этапа: Определение возможностей образовательной организации и готовности педагогов для взаимодействия с семьями «группы риска». Создание банка нормативно-правовых и методико-диагностических материалов.

На первом этапе необходимо провести как минимум два стартовых мероприятия:

- мониторинг родительских запросов и ресурсов;

- собственный «ценностный аудит».

Этот этап включает в себя сбор информации о семьях «группы риска», их проблемах и потребностях; создание «Социального паспорта обучающихся»; педагогический совет «Семьи «группы риска» − формы и методы эффективного взаимодействия педагога и семьи»; выпуск буклетов по вопросам воспитания «Семья моя крепость», «Конфликты в семье, травма для ребенка», «Его уличная компания», «Здоровые родители – здоровые дети», «Плюшевый медвежонок, превращающийся в ёжика», «Безопасная среда»; круглый стол с участниками межведомственного взаимодействия «Семья «группы риска». Организация межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагополучия», скоординировать и наметить совместные планы с органами здравоохранения, органами внутренних дел, службами социальной политики, службами занятости населения, администрацией городского округа и местной поселковой администрацией, комитетами и организациями занимающимися вопросами молодежной политики и спортом, волонтерскими организациями.

2 этап. Диагностический.

Цель этапа: распознавание и оценка проблем семей «группы риска». На данном этапе проводится диагностика причин семейного неблагополучия в семьях «группы риска»:

− посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, анкетирование «Характеристика семьи», анализ информации о семье из документации, опрос;

− использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики).

3 этап. Методический.

Цель этапа: разработать подход, способный привести к скорейшему достижению цели, выбор форм и методов работы с семьями «группы риска» в зависимости от ведущей причины риска и путей их реализации.

Исходя из опыта взаимодействия с семьями «группы риска», убедившись, что традиционные формы, такие как родительские собрания, беседы, не всегда результативны, их недостаточно, чтобы в полной мере удовлетворить потребности семей в решении семейных проблем и проблем воспитания детей, выбираем нетрадиционные формы взаимодействия, а в частности: педагогические практикумы для родителей, родительские собрания совместно с детьми, тренинги, «Пятничный кинозал». Один раз в месяц родители вместе с детьми приглашаются в школу на просмотр художественного фильма с последующим обсуждением.

Из традиционных форм: индивидуальное консультирование, дни открытых уроков, общешкольные социокультурные мероприятия.

4 этап. Непосредственное взаимодействие с семьей «группы риска». Цель: непосредственное взаимодействие педагогов и семей «группы риска».

На данном этапе реализуется «План мероприятий по взаимодействию с семьями «группы риска».

5 этап. Мониторинг эффективности реализации программы.

Цель: Подведение итогов на педагогическом совете, внутришкольном ПМПК, анкетирование родителей.

Результатом данной программы должно стать::

Улучшение микроклимата в семьях, сведение к минимуму негативных факторов риска неблагополучных семей «группы риска».

У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.

Установление доверительных детско-родительских отношений, устранение конфликтов между детьми и родителями.

Достижение качественных изменений в профессиональной компетенции педагогов, работающих с семьями «группы риска» [2].

Таким образом, в ходе нашего исследования мы убедились в том, что семьям «группы риска» необходимо активное и продолжительное взаимодействие со школой. В зависимости от характера проблем оказывается таким семьям социальная, образовательная, психологическая, организационная, координационная помощь.

При создании Программы взаимодействия педагогов с семьями «группы риска» в образовательной организации, мы использовали различные формы и методы – индивидуальные и групповые, традиционные и нетрадиционные. Включили родительские собрания, тренинги, мастер-классы для повышения педагогической грамотности родителей.

На наш взгляд, предложенная программа будет способствовать совершенствованию процесса взаимодействия педагогов с семьями «группы риска».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был.

Все чаще и чаще говорят о семьях «группы риска». «Группа риска» - это категория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более других подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. К данной категории часто относят неблагополучные семьи с безнравственной и асоциальной направленностью. Тем не менее, проблема семейного риска, в проанализированной нами научной и специальной литературе значительно шире.

Семьи «группы риска» это те семьи, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности. Таким семьям практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, которые приводят к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика.

М.А Галагузова, основным критерием классификации семей, считает невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, многодетная семья, где многодетность обусловлена асоциальным образом жизни родителей, семьи с деструктивными взаимоотношениями.

Традиционно формы взаимодействия педагогов с семьей делят на две группы – коллективные, индивидуальные. При выборе форм взаимодействия необходимо изучить потенциал, которым обладает каждая семья, и учитывать психологические особенности семьи.

На первом этапе педагогам необходимо наладить контакт с каждой семьей «группы риска». Для решения этой задачи целесообразно выбрать индивидуальную форму взаимодействия – посещение семьи.

Следующая форма индивидуального взаимодействия − индивидуальные консультативные беседы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Коллективные формы взаимодействия направленны на формирование активной педагогической позиции родителей. Формы при этом могут быть разнообразными: педагогические практикумы, мастер-классы для родителей, круглые столы, ролевые игры. При этом для организации подобных мероприятий, необходимо привлекать различных специалистов.

При проведении диагностического исследования семей «группы риска» используются следующие методы: анализ документов, посещение семьи, наблюдение, анкетирование родителей и наблюдение за детьми.

Нами разработана «Программа взаимодействия педагогов с семьями «группы риска».

Цель программы: создание единого воспитательного пространства «Родители – дети − учителя» и условий для успешного и систематического взаимодействия педагогов и родителей из семей «группы риска».


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: