Общественно-политическое развитие в 1991 —1993 гг

Рост социальной напряженности вызвал обострение политической борьбы. С весны 1992 г. авторитет оппозиционных сил быстро рос. Постепенно главным центром оппозиции поли­тике президента Б. Н. Ельцина стали Съезд народных депу­татов и Верховный Совет.

В 1992 —1993 гг. неоднократно происходили столкновения  между демонстрантами и милицией и внутренними войсками. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Од­новременно вышел указ о поэтапной конституционной рефор­ме. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. заявил об отстранении Ельцина от власти. Исполняю­щим обязанности президента был назначен генерал А. В. Руц­кой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокирован силами Ми­нистерства внутренних дел и спецслужб.

В Москве противники Ельцина организовали демонстра­ции. Поскольку телевидение тенденциозно освещало собы­тия, защитники Белого дома предприняли попытку овладеть Останкинским телецентром, но она оказалась неудачной: со­бравшиеся в Останкино люди были расстреляны.

4 октября Ельцин отдал приказ расстреливать из танков само здание Белого дома. Сотни человек были убиты, многие ранены. К вечеру депутаты покинули здание, руководство Верховного Совета было арестовано.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая была принята на всенарод­ном голосовании 12 декабря 1993 г., президент получил пол­номочия формировать правительство, вносить законодатель­ные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым поли­тическим вопросам. Законодательным органом власти высту­пал двухпалатный парламент — Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представленного субъ­ектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 —1999 гг. 12 декабря 1993 г. одновременно с голосованием по Консти­туции состоялись выборы в Государственную думу. На выбо­рах были представлены разные силы. Блок «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром опирался на поддержку государ­ственных структур. В целом его отличала либеральная на­правленность, но поскольку основным носителем либераль­ного сознания в нашей стране был не слой собственников, а интеллигенция, это определило и своеобразные черты рос­сийского либерализма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличение значения свободы в сфере потре­бления.

Осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский — Болдырев—Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку и выборах 1993, 1995, 1999 гг. блок получал около 7—10 голосов. Лидеры «Яблока» подчеркивали, что курсу Ельцин г можно противопоставить не только коммунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную деятельность развернула Либералъно-демократическая партия России (ЛДПР; лидер В.В.Жириновский). Опираясь на искусную демагогию и популизм, партия Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте, но на последующих выборах представительство ЛДПР в парламенте сократилось.

Поддержкой населения пользовалась Коммунистиче ская партия РФ (КПРФ) под руководством Г. А. Зюганова Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной экономики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны.

Выборы в Государственную думу в 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыборная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй — 3 июля 1996 г. Во втором туре борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгновым. Было объявлено о победе Б. Н. Ельцина.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных республик, что сопровождалось ростом притеснения русских. Особенно опасное положение сложилось в Чечне, которая превратилась в источник преступности во всей России. Попытка Центра восстановить конституционную закон­ность и правопорядок привела в 1995 —1996 гг. к военным действиям. Ожесточенные бои были во многом неудачны для  российской армии из-за непоследовательности центральных властей, поддержки сепаратистов из-за рубежа и даже в российских СМИ, включая телевидение. В результате с 1996 г Чечня фактически стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. При­макова, за которого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому правительству, экономический блок в котором возглавил коммунист Ю. Д.Маслюков, удалось добиться роста промышленности, спада социальной напряженности. В мае 1999 г. попытка Думы отстранить от власти Ельцина привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Дагестан. Российская армия во многом учла опыт первой че­ченской кампании, и ее действия были более успешными. Власти пресекли попытки СМИ развернуть прочеченскую пропаганду. При участии населения Дагестана боевики были выбиты из республики. Осенью 1999 г. в России произошли чудовищные террористические акты — взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Их связали с действиями чеченских террористов. Началась антитеррористическая опе­рация на территории Чечни. Войска заняли почти всю тер­риторию республики, разгромили основные силы сепарати­стов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех боевых действий привел к росту популярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись парламентские выборы. Вто­рое место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной поддержке Путина. Вместе с другими проправительственны­ми силами «Единство» составило большинство в Думе. 31 де­кабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Исполняющим обязанности главы государства стал Путин. На президентских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. произошло укреп­ление центральной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с представителями президента. Законода­тельство республик, краев, областей приводится в соответ­ствие с федеральными законами. Утверждение Думой в де­кабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены симво­лы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрези­дентская партия «Единая Россия». Она же завоевала пода­вляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. В. В. Путин был второй раз избран Президен­том Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, воен­ная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельско­хозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия националь­ных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-про- мышленного комплекса». На реализацию этих проектов были выделены значительные средства. Главным смыслом новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы — быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости. По инициативе В. В. Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капи­тал».

Реальной угрозой для России оставался терроризм. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в метро зимой 2004 г. в Москве, другие террористические акты. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 г. ъ городе Беслан в Северной Осетии, где террористы захватили школу. В результате этого погибли 330 человек, в большинстве дети.

Эти события вызвали решения президента В.В.Путин- по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2О04 г был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до семи процентов.

В феврале 2009 г. президент РФ Д.А.Медведев внес на рассмотрение Государственной думы законопроект, согласно которому часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее семи, но не менее пяти процентов голосов. Соответствующий закон был принят в мае 2009 г.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с воен­ными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахождение Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей. В.В.Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по пре­одолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в. После распада СССР международное положение Рос­сии резко ухудшилось. Страна практически вернулась к гра­ницам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Провод­ником этой политики был министр иностранных дел А. В. Ко­зырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Рос­сия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными пред­логами напали на Югославию. Одновременно ряд междуна­родных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частно­сти в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее много­полярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ира­ном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухуд­шились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучше­нию отношений России с США, НАТО. Однако Россия в на­чале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя прежде всего из своих нацио­нальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на уси­ление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм междуна­родного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызы­вала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов аме­риканской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и - Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская орагнизация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России продолжает решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война),  во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря успехам  российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить.

В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нерелеализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Серия так называемых «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставили российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: