Карл Шмитт

Карл Шмитт

(немецкая школа)

Карл Шмитт (1888—1985) принадлежит к числу влиятельных политических мыслителей и юристов XX столетия. Одновременно с этим, он известен как один из самых спорных авторов современной эпохи.

Первой и самой заметной особенностью политических взглядов Шмитта является его убеждение в неоспоримом преобладании политики над всеми другими сферами человеческой деятельности. Политику, политические действия и мотивы мыслитель характеризует посредством так называемого политического различения: «друг-враг», «свой-чужой». Такие друзья и враги, их постоянная борьба – это и есть основа политики по Шмитту.

Он говорит следующее: «Всякая противоположность – религиозная, моральная, экономическая или этническая – превращается в противоположность политическую, если она достаточно сильна для того, чтобы эффективно разделять людей на группы друзей и врагов». Те же, кто осуществляет политическое правление, обладают неограниченным правом определять как внутреннего, так и внешнего врага, бросать на борьбу с ними все имеющиеся в распоряжении государственной власти ресурсы.

Такое тотальное государство он рассматривает как «наивысшую сущностью», причем не потому, что оно осуществляет диктатуру или подчиняет себе все прочие институты, а потому, что оно принимает решения и, следовательно, может подавить любого врага. Враг в понимании мыслителя – это «совокупности людей в состоянии борьбы, которая противостоит такой же совокупности в публичной сфере».

Соответственно, его трактовка государства и характерной ему политики полностью отвергает либеральный позитивизм и либеральные политические институты. На его взгляд, парламентская демократия «функционирует лишь как пустой аппарат». Взамен этому Шмитт пытается научно противопоставить теорию сильной власти и государства, без которых не может быть ни сильной и защищенной личности, ни подлинных гражданских прав и свобод.

Политика в видении Шмитта – это нечто не только лидирующее, но и совершенно неотделимое от общества. Эта мысль ярко выражена в сформированном им же понятии «обыденный исток». Оно гласит: «где есть политика, всегда есть общество», «где есть политика, всегда есть борьба».

Вывод: Иными словами, Шмитт придерживался мысли, что понятие борьба и политика неотделимы и цикличны в своем проявлении. Где есть политика – всегда есть борьба, но в то же время, где есть борьба – всегда есть политика. Общество не только зависимо, а, скорее, основано на этих двух базовых понятиях. Отношения «друг-враг» в такой связи есть главный стимул для существования политики в целом, где основополагающим проявлением этого политического является государство: сильное, решительное, не только определяющее своих врагов, но и способное всегда давать им достойный отпор.

Однако, в то же время, Шмитт делает ремарку о том, что человечество как таковое не может вести никакой войны, потому что у него нет врага, по крайней мере, на этой планете. Это объяснено тем, что понятие «человечество» исключает понятие «враг», так как и его враг не перестает быть человечеством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: