Антонио Грамши

Антонио Грамши

(итальянская школа)

Антонио Грамши (1891-1937) — выдающийся теоретик-марксист, коммунист. С 1919 г. один из лидеров революционной группы социалистов «Ордине нуово» («Новый строй»), один из основателей Итальянской коммунистической партии и её национальный секретарь. В 1926 г. Антонио был приговорён за революционную деятельность фашистским режимом к 20 годам тюрьмы. Работы и письма, написанные Грамши именно в период тюремного заключения, и составляют центральную часть его великого теоретического наследия.

В своих «Тюремных тетрадях» коммунист, придерживаясь основополагающих идей К. Маркса, старался переосмыслить некоторые его положения, в частности проблемы методологии политической науки. Он разработал целый ряд философских, политологических и социологических проблем, в число которых вошли: теория гегемонии, специфика страны и гражданского общества, роль интеллектуалов в обществе, стратегия революционного действия в современных условиях и т.д.

Как раз теория о гегемонии является одним из ключевых разделов труда Грамши, так как выступает как общая теория разлома государства и его перехода к новому социально-политическому порядку. Важно в нем то, что власть господствующего класса, который, является крошечной частью общества, держится не только на насилии, но и на согласии, то есть механизм власти заключается не только в привычном принуждении, но и убеждении.

Следовательно, какой бы социальный класс не имел господствующую роль, государство должно опираться на два фундаментальных понятия – сила и согласие. Причем согласие должно быть не молчаливым и пассивным, а активным, благожелательным, при котором граждане государства и сами желают того, что выстраивает господствующий класс. Это Грамши и подразумевает под гегемонией.

Но такая гегемония дает сбой, в случае, если большинство граждан осознают, что являются жертвами манипуляций, если какая-то часть общества становится против большинства. Соответственно, невыполнение легитимности – то, что способно привести гегемонию к краху.

Гегемония – неустойчивое, единожды достигнутое состояние, а тонкий и динамичный, беспрерывный процесс. При этом «государство есть гегемония, помещенная в броню принуждения». Гегемония опирается на «культурное ядро» общества. Она состоит из двух уровней: горизонтального (союз социальных групп и сил под руководством доминирующего над другими классами) и вертикального (достижение господства в обществе и государстве).

Взгляд Антонио Грамши на природу государства тоже несколько отличен от привычного коммунизму. Согласно нему, государство – это альтернативная сцена борьбы, включающая «весь комплекс политической и теоретической деятельности, с помощью которого правящий класс не только узаконивает и поддерживает свое господство, но и управляет получением активного согласия со стороны управляемых». К тому же, его концепция власти более широка, нежели у предыдущих марксистских теоретиков. Грамши включил в свою концепцию обширный список институтов, с помощью которых осуществляются властные отношения: образование, средства массовой информации, парламенты и суды, то есть все виды деятельности и инициативы, которые формируют аппарат политической и культурной гегемонии правящих классов.

Вывод: Главенствующей категорией в политических взглядах Антонио Грамши является разработанная им теория гегемонии. Согласно ней, власть любого государства опирается на две силы: насилие и согласие, и согласие это должно быть благожелательным, иначе, если в этом взаимоотношении прослеживается манипуляция и ее осознание – гегемония терпит крах. Сама история в данном случае рассматривается с точки зрения постоянной конкуренции этих гегемоний.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: