Лексические НОРМЫ. Ошибки в словоупотреблении. Смешение парономазов

Сложное предложение. Многокомпонентные предложения. Сложноподчинённые предложения

 

§ 1. Многокомпонентные предложения

П.1. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать повторения союзов и союзных слов, которые могут затруднить понимание смысла высказывания.

Верно: Мы не можем согласиться с выводами, сделанными рецензентом о данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.

Неверно: Мы не можем согласиться с выводами, которые сделал рецензент о данной работе, которую, на наш взгляд, он прочёл не совсем внимательно.

Примечание. Норма не распространяется на случаи намеренного употребления союзов и союзных слов в качестве стилистических средств при построении стилистической фигуры: Расскажите, кто пришёл, кто пришёл и что принёс и за что с нас будет спрос?

 

П.2. При составлении сложных многокомпонентных предложений необходимо избегать «нагромождения» придаточных частей, так как при этом теряется смысловая связь между частями предложения, становится непонятным общий смысл высказывания.

Верно: Новый проект создавался в тяжёлых условиях. Отсутствовали в достаточном количестве материальные средства, что было вызвано недофинансированием из областного бюджета. Кроме того, произошло повышением цен на материалы составных частей образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области. И, несмотря на эти трудности, работу мы смогли выполнить в срок.

Неверно: Несмотря на тяжёлые условия, в которых создавался новый проект, и на отсутствие материальных средств, что было вызвано, в первую очередь, недофинансированием из областного бюджета, а во вторую очередь, повышением цен на материалы, из которых изготавливались составные части образца, которые мы были вынуждены заказывать в другой области, работу мы смогли выполнить в срок.

 

§ 2. Сложноподчинённые предложения.

 

П.1. Речевая недостаточность может возникать в сложноподчинённых изъяснительных предложениях, в главной части которых требуется указательное слово.

Верно: Необходимо помнить о том, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.

Неверно: Необходимо помнить, что каждый из нас должен выполнять свой профессиональный долг.

 

П.2. Придаточные определительные должны стоять рядом с определяемым словом во избежание двусмысленности.

Верно: В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.

В работе сельхозпредприятий выявлены большие недостатки, не позволившие обеспечить область необходимой продукцией.

Неверно: Большие недостатки выявлены в работе сельхозпредприятий, которые не позволили обеспечить область необходимой продукцией.

 

П.3. При подлежащем, выраженном местоимение КТО, сказуемое ставится в форме единственного числа, в прошедшем времени – в форме мужского рода. В сложных предложениях ошибки связаны с неверным согласованием подлежащих и сказуемых главной и придаточной частей.

Верно: Все, кто решил примеры, сдайте тетради.

Неверно: Все, кто решили примеры, сдайте тетради.

 

Верно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придут на консультацию.

Неверно: Те, кто не понял решения задач подобного типа, пусть придёт на консультацию.

 

 

Предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную необходимо переконструировать предложения(заменить союзы, местоимения, глагольные формы), чтобы избежать смешения элементов прямой и косвенной речи.

Верно: Учитель сказал, что не поставит мне положительной оценки, если не решу три примера из пяти.

Неверно: Учитель сказал, что не поставлю тебе положительной оценки, если не решишь три примера из пяти.

 

Упражнение 17. Переконструировать предложения, исправив ошибки. Проверить правильность выполненного упражнения по «Ключам», помещённым в конце пособия.

1. В газете впервые были опубликованы воспоминания военных специалистов, которые в 80-х годах готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.     2. Свидетель рассказал, что видел столкновение машин. 3. На место происшествия прибыли сотрудники милиции с собаками, которые были вызваны для выяснения причин взрыва и задержания террористов. 4. Всех, кто стали свидетелями аварии, попрошу остаться для дачи показаний. 5. В соответствии с Уставом университета, студенты, кто сдают сессию без троек, получают стипендию. 6. Мама сказала, что отпущу гулять, если я сделаю уроки.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. Ошибки в словоупотреблении. Смешение парономазов

Лексические нормы регулируют выбор слов для точного, ясного выражения мыслей.

Неправильный выбор слов приводит к возникновению в речи (письменной и устной) речевых ошибок. Ниже перечислены основные виды речевых ошибок; знание видов ошибок, умение замечать и исправлять ошибки поможет говорящему сделать речь правильной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: