Литература
Основная: [10]; [14]; [15].
Дополнительная: [12]; [23]; [29]; [38]; [40]; [47].
Электронные ресурсы: [65].
Вопросы для самоконтроля
1. Содержание понятий «мнение», «суждение», «социальная оценка», «коммуникация», «ситуация коммуникации».
2. Соотношение понятий «индивидуальное», «групповое», «коллективное» и «общественное мнение».
3. Специфические признаки социального института свойственные общественному мнению.
4. Атрибуты общественного мнения: объект, предмет, субъектность, проблемность, ситуативность, публичность, актуальность.
5. Функции общественного мнения: оценочная, нормативная, информационная, аналитическая, адаптирующая, социального контроля, культуронаследования, экспрессивная.
6. Институциональные формы общественного мнения, их воздействие на массовое поведение.
7. Аудитория и публика как субъекты общественного мнения.
8. Формы институционализации общественного мнения современном российском обществе.
9. Формы воздействия социальных институтов на формирование общественного мнения.
10. Манипулирование общественным мнением: субъекты, цели, функции.
11. Методы исследования и мониторинга общественного мнения.
Тема 11. Социология социальных изменений.
Характеристика и соотношение понятий «социальный процесс», «социальное развитие», «социальное изменение». Концепции социального прогресса.
Социальные изменения: понятие, теоретические подходы. Виды социальных изменений. Уровни и характер социальных изменений.
Социальные движения: типы и виды. Жизненные циклы социальных движений.
Революция как форма социальных изменений. Социальные реформы.
Социальные революции и реформы.
Мировая система и процессы глобализации.
Цель изучения темы: понимание социальной сущности коллективного поведения; форм и видов социальных и культурных изменений, в том числе, в контексте модернизации современных обществ и России; какие виды социальных процессов изучает социология.
По данной теме необходимо:
Знать какие типы социальных движений существуют, что влияет на их развитие и распространение, какие их жизненные циклы выделяют в социологии, что представляют собой процессы глобализации и их возможные риски, соотношение реформ и революций в общественном развитии.
Уметь оценивать достижения социального прогресса на основе знания исторического контекста социальных изменений и социальных реформ, в том числе в России; анализировать с социологической точки зрения основные социальные процессы в своей стране и за её пределами; находить и использовать социальную информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих социальных проблемах и происходящих социальных изменениях.






