Глава 2. Система работы по использованию игры, как средства активизации познавательной деятельности

ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Опыт учителей по использованию дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности учащихся

 

Использование дидактических игр рассмотрим на примере уроков, проводимых в средней школе г. Амурска.

В этой школе работает много грамотных, квалифицированных и талантливых учителей, уроки которых дети посещают с большим удовольствием. Одним из учителей в этой школе работает Русанович Любовь Михайловна. Она молодой, талантливый педагог. Она знает и любит свое дело и детей. На ее уроках всегда интересно, каждому классу, каждому ребенку. Любовь Михайловна старается найти индивидуальный подход. У нее на уроках дети работают с большим удовольствием. Ее уроки всегда разные, непохожие и очень динамичные. Для активизации процесса обучения Любовь Михайловна часто использует на своих уроках игровые элементы, которые способствуют развитию к предмету, любознательности и уважение к учителю.

 

Состояние изучаемой проблемы на практике

педагогический игра дидактический познавательный

С целью изучения проблемы использования дидактических игр в старших классах для активизации познавательной деятельности нами было проведено анкетирование среди учителей и учащихся старших классов на базе средней школы г.Амурска.

Учащимся старших классов были заданы следующие вопросы:

Анкета.

1. Какие из уроков за последние два года были для вас наиболее интересными? И почему?

.   Какие виды работ на уроке вы предпочитаете:

А) индивидуальные, групповые, коллективные;

Б) задания на сообразительность;

В) словарный диктант;

Г) задания творческого характера;

Д) работать с учебником;

Е) работать с дополнительной работой;

И) Игровые формы.

. С удовольствием ли ты принимаешь участие в игре, викторине, конкурсе, которые проводятся на уроке?

. Пользуешься ли ты дополнительной литературой по истории при подготовке к уроку?

А) традиционному;

Б) нетрадиционному.

В 10 и 11 классах на вопрос: «Какие из уроков за последние два года были для вас наиболее интересными? И почему?» 60 учащихся назвали уроки по истории, аргументируя эту тему, что уроки проводились в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов.

На вопрос: «Какие виды работ на уроках вы предпочитаете?» из проведенных для выбора девяти вариантов 38% учащихся ответили игровые.

На вопрос: «С удовольствием ли ты принимаешь участие в игре, викторине, конкурсе, которые проводятся на уроке?» 60,3% учащихся ответили «Да»; 29% ответили «в зависимости от игры»; 10,7% ответили отрицательно.

На вопрос: «Пользуешься ли ты дополнительной литературой при подготовке к уроку: традиционному и нетрадиционному?», результаты были следующие: 58% учащихся ответили, что пользуются литературой при подготовка лишь к нетрадиционному уроку; 14% к традиционному, остальные 28% при подготовке к уроку ограничивается учебником.

Из результатов анкетирования видно, что уроки проводимые в нетрадиционной форме с использованием игровых элементов в отличии от обычных уроков вызывают у учащихся познавательный интерес, желание использовать дополнительную литературу, нетрадиционные формы работы, активизирует их познавательную деятельность, в ходе которой пополняются и совершенствуются знания и умения.

Учителем старших классов также была предложена анкета с целью изучения их мнения о целесообразности и эффективности использования учебных игр в старших классах.

С целью выяснения роли игры в развитии познавательной деятельности мы провели экспресс-опрос учителей средней школы г.Амурска. В опросе приняло участие 20 учителей, как начальной, так и старшей школы.

Цель опроса, выявить используется ли учителями на уроках игра, как форма активизации познавательной деятельности. Является ли ее применении планомерным, системным и целенаправленным. Участникам опроса предполагалось ответить на следующие вопросы:

. Какое место в жизни ребенка, по вашему мнению занимает игра?

а) в детском возрасте - это норма;

б) игра просто одно из занятий ребенка;

в) особого значения в жизни ребенка не имеет.

. Как вы определите значение игры в процессе обучения и воспитания?

а) игра - это одно из важнейших средств стимулирования познавательного процесса;

б) игра - вызывает только кратковременный интерес к объекту и не влияет на усвоение учебного процесса;

в) игра - это развлечение и отдых и не более.

. Применяете ли Вы игры на своих уроках?

а) да, это просто необходимо, играем систематически;

б) применяю от случая к случаю;

в) считаю не целесообразным играть на своих уроках.

. Как вы считаете, есть ли какие - либо возрастные ограничения в использовании игр на уроках?

а) играют дети всех возрастов, это помогает усвоению учебного материала.

б) считаю, что на уроках дети должны играть только в младшем школьном возрасте;

в) допустимо играть при обучении только в дошкольном возрасте.

. Считаете ли Вы, что использование игр на уроке:

а) неэффективно, почему

б) способствует развитию познавательного интереса у учащихся к предмету;

в) пустая трата времени;

г) способствует включению в работу слабых, ранее неактивных учеников.

. Какой по вашему должна быть частота использования учебных игр на уроках истории?

. Как Вы считаете, на каких уроках целесообразнее использовать учебные игры:

а) вводный урок по теме;

б) обучающий;

в) обобщающий, заключительный.

. Считаете ли Вы, что завершение тематического цикла эффективнее проводить в форме:

а) зачета, контрольной;

б) учебной игры.

Анализ результатов показал, что большинство учителей до анкетирования мало кто задумывался над предложенными вопросами, как над актуальной проблемой педагогической науки. Лишь небольшой процент учителей осознает, что играть с людьми трудно и этому необходимо учиться.

В вопросе о значении игры в жизни ребенка педагоги проявили удивительное единодушие. Учителя и начальных и старших классов определили игру, как естественное явление в жизни ребенка, как ее ному, все без исключения понимают необходимость игровой деятельности для развития ребенка. Тем более понятным становится тот факт, что большое количество учителей недооценивают воспитательную и обучающую роль игры. В начальной школе около 62, 5% учителей считают, что игра - это неотъемлемая часть учебного процесса. В среднем и старшем звене школы число таких педагогов значительно снижается и составляет лишь 4%. 8,4% -учителей отводят игре лишь роль отдыха и развлечения.

Анализируя ответы на второй вопрос мы выявили, что только 16% учителей используют различные формы игр на своих уроках, причем их применение носит систематический характер. Большинство учителей - 80% используют игры лишь от случая к случаю.

Около 17% учителей придерживаются позиции, что играть на уроках нецелесообразно и трудоемко. 5% педагогов считают, что играть допустимо лишь в дошкольном возрасте. Затем игра теряет свой педагогический смысл. Меньше половины участников опроса 39% отстаивают точку зрения, что игре все возрасты покорны.

С мнением о том, что использование игр на уроках способствует развитию познавательной деятельности учащихся к предмету согласны 59% учителей, 35% учителей отметило, что такие уроки способствуют включению в работу слабых, неактивных учащихся и 6% учителей считают, что игра это пустая трата времени.

,6% считают, что игру целесообразнее использовать на заключительных уроках по тематическому циклу. Эффективность игры на уроках завершающих тематический цикл признается всеми учителями.

Это значит, что необходимо с целью активизации познавательной деятельности учащихся включать игровые формы обучения в учебный процесс для формирования устойчивых, познавательных интересов, являющихся предпосылкой к целенаправленной и систематической познавательной деятельности, т.е. самообразованию.

Итак, на основе результатов использования среди учителей и учащихся старших классов можно сделать вывод о том, что дидактическая игра в учебном процессе обладает большими возможностями: способствует лучшему запоминанию учебного материала, развитию познавательной деятельности учащихся к предмету, включению в работу слабых, ранее не активных учеников. Использование игр на уроках завершающих каждый тематический цикл является эффективным средством интенсификации обучения.

 

Методика применения дидактических в преподавании истории

 

С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была проведена контрольная работа для выяснения уровня подготовки учащихся. Контрольная работа включала в себя восемь вопросов по теме «Киевская Русь».

Результаты данной контрольной работы показали, что значительного различия в уровне знаний между классами нет. Так в 10 а классе пять учеников получили оценку «5», четверо - «4», трое - «3», два ученика - «2».

В 10 б оценку «5» получили 3 ученика, «4» - 6, «3» - 5, «2» - 2.

Анализируя полученные результаты, мы выявили, что особые затруднения вызывали вопросы, при ответе на которые необходимо было провести ряд логических рассуждений, а также вопросы, в которых был важен творческий, оригинальный подход.

Сравнивая результаты контрольной работы, можно сделать вывод, что уровень знаний у учащихся в контрольном и экспериментальном классах одинаков.

Изучив состояние проблемы активизации процесса обучения в психолого-педагогической литературе, состояние на практике и проведя контрольную работу нами были разработаны уроки с использованием игровых форм обучения, которые были проведены в экспериментальном классе.

По окончанию эксперимента была проведена повторная контрольная работа по аналогичной теме «Киевская Русь», которая также включала восемь вопросов.

Анализ результатов данной работы показал, что в 10 а классе (экспериментальном) уровень подготовки возрос (оценку отлично получили пять учащихся, хорошо - четыре, удовлетворительно - три. Неудовлетворительных оценок не было).

Вопросы, которые ранее вызывали и учащихся затруднения, вопросы на логическое рассуждение, перестали их вызывать, учащиеся с легкость выстраивали ряд логических рассуждений.

В 10 б классе (контрольном), улучшение не наблюдалось (оценку «5» получили трое учащихся, «4» - пять, «3» - шесть, «2» - двое). Вопросы на логическое рассуждение продолжили вызывать затруднения.

Т.О. анализ и сравнение результатов второй контрольной работы показал, что в экспериментальном классе значительно повысились результаты по вопросам, носящим исследовательский характер, ответы были полные и развернутые.

Результаты эксперимента дают нам возможность предполагать, что применение дидактических игр на уроках истории имеет значение в активизации познавательной деятельности. А также, результаты эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная нами система уроков способствовала развитию активизации познавательной деятельности.

 


Заключение

 

Рассмотрев проблему активизации познавательной деятельности посредством игры, мы пришли к выводу, что данная проблема является весьма актуальной, сложной и многогранной.

В результате проведенного теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтвердилось наше предположение о том, что процесс обучения истории, а в нашем случае активизация познавательной деятельности учащихся зависит от того, насколько систематически и методически правильно используются обучающие игровые технологии, поскольку их применение способствует интеллектуальной активности учащихся.

Тщательно обдуманный подход к выбору и подготовке игр с учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей восприятия и поведения учащихся позволяет повысить эффективность игры как таковой, что в свою очередь, несомненно, способствует повышению мотивации и интереса к изучению истории, а так же активизации познавательной деятельности.

В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что современная отечественная практика редко включает в учебный и в не учебный процесс, не готовит учительство к профессиональному осмыслению игры. Слабо используют богатейший потенциал игры в целях создания условий духовного комфорта жизни детей.

Это показало проведенное нами анкетирование.

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы подтвердилось важность педагогического условия, основанного на принципе систематического и методически правильного применения игровых технологий на уроках истории.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что формирующий эксперимент, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся, при систематическом и методически правильном использовании развивающих игр на уроках истории, подтвердил гипотезу нашего исследования.

На основании результатов нашего исследования мы считаем рациональным предложить следующие рекомендации.

1. Учителю истории в его практической деятельности необходимо помнить, что:

а) игра повышает качество обучения;

б) игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В игре используются знания и умения, приобретенные как в классе, так и за его пределами, т.е. их общий запас знаний и умений;

в) игра является в высшей степени мотивирующей;

г) игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения;

д) во время игры, имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

. В играх должны быть задействованы все учащиеся класса.

. Игры должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

. Ведущий, обычно учитель, должен быть по возможности на заднем плане.

. Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.

 


Библиография

 

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя.- Новосибирск, 1994г.

.   Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987г.

.   Борзова Л.П. Игры на уроках истории. - М.: Владос-пресс, 2001г.

.   Вайсбурд М., Апатова Р. Игра в учебном процессе.// Народное образование, 1986, №8, с.46-48.

.   Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора.// Педагогика, 1997, №2, с.3-8.

.   Возрастная и педагогическая психология. - М. Просвещение, 1984г.

.   Воспитание детей в игре: Пособие для воспитания детского сада. / сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1983г.

.   Выгодский Л.С. Соч. - М.: «Детская психология». 1984г.

.   Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991г.; ISBN 5-09-003467-2

.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1972г.

.   Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. - М.: Просвещение, 1969г.

.   Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М.: Просвещение, 1978г.

.   Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках.//Преподавание истории в школе, 1994г, №8, с.30-31.

.   Интеграция педагогической науки и практики в развитии творческого потенциала учителя и ученика. - К-н-А, 1996г.; ISBN 5-85094-083-9

.   Коротаева Е. Уровни познавательной активности. //Народное образование, 1995г., №10.

.   Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. - М.: Учитель, 2000г.; ISBN 5-7057-0190-х

.   Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний.//Педагогика, 1993г., №4, с.34-39.

.   Кукушин В.С. Педагогические технологии. Март-2002г.; ISBN 5-241-00145-х

.   Кулагина Г.А. Пособие для учителя. Сто игр по истории. - М.: Просвещение, 1983г.

.   Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 1999г., №8, с.36-41.

.   Ладенко И.С. Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987г.

.   Лозовая А.А. Познавательная активность школьников как педагогическая проблема. //Советская педагогика, 1989г., №11, с.25-31.

.   Максакова А.Н., Тумакова Т.А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1983г.

.   Миллер С. Психология игры. - СПб: Университетская книга, 1999г.; ISBN 5-7914-0025-х

.   Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособия для учителей. 2-е изд. Переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1985г.

.   Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1987г.

.   Никитин Б.П. Ступени творчества, или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1989г.; ISBN 5-09-001141-9

.   Педагогическая энциклопедия. - М.: 1964г., Т.2.,с.138.

.   Петрушинский В.В. Игры (обучение, тренинги, досуг). - М.: Новая школа, 1994г, с.5; ISBN 5-7301-0038-8

.   Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Просвещение, 2001г.; ISBN 5-7695-0811-6

.   Развитие самостоятельности мышления учащихся.// Начальная школа, 1992г., №1, с.1-10.

.   Рожина Л.Н. Формирование познавательного интереса старшеклассников в процессе обучения. - М.: Народная Асвета, 1970г.

.   Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.:1973г.

.   Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - ТЦ Сфера, 2005г.; ISBN5-89144-585-9

.   Селевко Г.К. Игровые технологии.//Школьные технологии, 1997г., №10.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998г.; ISBN - 87953-127-9

.   Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. - М.: Знание, 1989г.; ISBN 5-07-000136-1

.   Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М.: Просвещение, 1980г.

.   Сластенин Н. Педагогика. - Школа-Пресс, 1997г.; ISBN 5-88527-171-2

.   Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - Академия, 2000г.; ISBN 5-7695-0599-0

.   Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: 1975г.

.   Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982г.

.   Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994г.

.   Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999г.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

. Частью какой общности народов являются славяне? (Индоевропейской.)

. Назовите три ветви славян. (Восточные, южные, западные)

. Где расселялись восточные славяне? (Прежде всего - Поднепровье, cеверная граница - Балтийское море, южная граница - Черное море, западная граница - река Висла, восточная - река Ока.)

. Перечислите основные занятия славян. (Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла.)

. Какой была религия славян? (Язычество.)

. Была ли у славян письменность до принятия христианства? (Да, была.)

. Дайте определение язычеству. (Политеизм или многобожие.)

. Применяли ли восточные славяне в хозяйстве металлы и металлообработку? (Да.)

. Дайте определение подсечному земледелию. (Деревья подсекали, затем сжигали.)

. Кто являлся основателем династии русских князей? (Рюрик.)

. Кто такие хазары? (Тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия в IV в. и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи.)

. Кто такие половцы? (Тюркоязычный народ (XI в.) в южнорусских степях, совершали набеги на Русь в XI - начале XIII вв..)

. Каким было общественное устройство у славян в VIII веке? («Военная демократия».)

. Где и когда зародилось государственное образование, которое стало называть себя Русью? (В Среднем Поднепровье в VIII - IX вв.)

. В каком году в Новгород прибыл править Рюрик? (В 862 г.)

. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах? («Повесть временных лет» летописца Нестора.)

. В чем заключается суть норманнской теории? (Западные историки отказывают восточным славянам в способности создать государство самостоятельно и считают, что только вмешательство германских народов привело образованию Киевской Руси.)

. В каком году новгородский князь Олег захватил Киев? Эта же дата является официальным началом истории Древнерусского государства (882 г.)

. Перечислите первых русских князей. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.)

. Что такое вотчина? (Земельное владение, которое передавалось по наследству от отца к сыну.)

. Дайте определение натурального хозяйства. (Хозяйство, в котором все необходимое для жизни производилось для себя, а не для продажи.)

. Какое государство называется раннефеодальным? (Государство, в котором еще идет процесс превращения свободных крестьян в зависимых.)

. Как назывался сбор дани на Руси? (Полюдье.)

. Кому принадлежит фраза: «Иду на вы»? (Князю Святославу.)

. В каком году произошло крещение Руси и кто крестил Русь? (Князь Владимир в 988 г.)

. Дайте характеристику христианству. (Это одна из трех мировых религий. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестантизм, возникла в I в. н. э. в восточной провинции Римской империи.)

. В чем заключается значение принятия христианства на Руси? (Принятие христианства укрепило Древнерусское государство, способствовало развитию его культуры, усилило княжескую власть и облегчило связи с другими государствами, принявшими христианство.)

. При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству, как назывались русские законы того времени? («Русская правда» Ярослава Мудрого.)

. Как называлась древняя русская письменность? (Узелковая.)

. Назовите основоположников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий.)

. Дайте характеристику феодальной раздробленности. (Закономерный, объективный этап в развитии феодализма. Одним из наиболее негативных последствий ее являются постоянные феодальные войны, усобицы, разорявшие и ослаблявшие государство.)

. Что такое феодальная лестница? (Соподчиненность феодалов различного ранга.)

. Что такое горизонтальный порядок передачи власти? (Передача великокняжеской власти по наследству старшему брату.)

. Что такое вертикальный порядок передачи власти? (Передача великокняжеской власти от отца к старшему сыну.)

. Каким было политическое устройство Новгорода в XII - XV вв.? (Боярская республика, верховная власть принадлежала вече - народному собранию.)

. В какой торговый союз входил Новгород? (Ганзейский морской союз.)

 


Приложение Б

 

Контрольная 1.

Вопросы:

1. Кто, когда и каким образом основал Киевскую Русь?

.   Норманнскую теорию, связывающую возникновение государства славян с влиянием пришельцев - варягов из Скандинавии часть историков отрицает. Тогда как оценить тот факт, что на зарождение государственности на Руси в Новгород были приглашены княжить три брата варяги - Рюрик, Синеус и Трувор?

.   Перечислите пять первых русских князей в порядке хронологии их правления.

.   Прикаком князе было положено начало русскому письменному законодательству и как назывались русские законы того времени?

.   Ольга, вернувшись из Византии крещеной, не стала повсеместно внедрять христианство, как это впоследствии сделал Владимир. Почему она это не сделала? Не хотела? Тогда ради чего крестилась сама?

.   Что такое натуральное хозяйство?

.   Дайте полную характеристику периоду феодальной раздробленности?

.   Как расценивать распад Руси?

 


Приложение В

 

Итог формирующего эксперимента:

Процентное соотношение оценок учащихся до и после эксперимента

 

а класс (экспериментальный)

Оценка До эксперимента После эксперимента
Отлично 18,75% 31,25%
Хорошо 31,25% 50%
Удовлетворительно 25% 18,75%
Неудовлетворительно 25% -

 

б класс (контрольный)

Оценка До эксперимента После эксперимента
Отлично 18,75% 18,75%
Хорошо 37,25% 31,25%
Удовлетворительно 31,25% 37,25%
Неудовлетворительно 12,5% 6,25%

 


Приложение С

 

Контрольная 2.

Вопросы:

1. Чем двухполье отличается от трехполья?

.   Что такое бортничество?

.   Опишите путь «из варяг в греки».

.   Кто первый из князей принял крещение?

.   Чем характеризуется феодальная раздробленность?

.   Юрий Долгорукий проживал и правил в основном на дальнем северо-востоке Руси и в то же время именовал себя князем Киевским. Почему?

.   Почему, несмотря на раздробленность русских земель, православная церковь смогла остаться единой, и власть митрополита простиралась на все русские княжества?

.   Когда произошла Куликовская битва?

 


Приложение Д

 

ВОИНЫ И МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ

(Четыре варианта хронологической игры)

-й вариант. Фишки с датами о войнах и мирных договорах XIV-XIX вв. раскладываются на столе для общего обозрения (па оборотной стороне они имеют порядковый номер для сверки с контрольным листом). Участники игры бросают жребий, кому начинать и в каком порядке вести игру (билетики с цифрами 1, 2, 3 и т. л. разыгрываются между участниками).

Цель игры - выбрать как можно больше дат. Игрок может взять себе ту фишку, по которой он дал правильный ответ. Если игрок знает несколько дат, относящихся к одной войне (дату начала, дату конца воины, дату подписания мира или перемирия), то он может взять их все в один прием. Ошибочный ответ лишает права взять фишку, она «гасится»- отбирается ведущим. Когда на столе остается 10 фишек, игра прерывается для счета очков, набранных каждым из участников игры на первом этапе (одно очко за фишку). Потом игра продолжается, но теперь уже за каждую фишку засчитываются два очка. Игра заканчивается, как только на столе не останется ни одной фишки. Окончательный подсчет очков выявляет победителя.

-й вариант. Ответ по дате сопровождается показом на исторической карте границ государства, измененных по данному миру.

-й вариант. Участники игры должны показать па карте места важнейших сражений в ходе данной войны, назвать имена знаменитых полководцев, правителей того времени, прочитать отрывки из художественных произведении и т. д.

-й вариант. Выбор фишек ведется по важнейшим направлениям внешней политики России (направления разыгрываются по жребию).

Перечень дат для нанесения на фишки1: 1. I380. 2. 1471. 3. 1478. 4. 1480. 5. 1552. 6. 1556. 7. 1581. 8. 1558. 9. 1583. 10. 1609. 11. 1610. 12. 1612(Х). 13. 1617. 14. 1618. 15. 1648. 16. 1649. 17. 1650. 18. 1651. 19. 1654. 20. 1657. 21. 1695-1696. 22. 1700. 23. 1702. 24. 1703. 25. 1708. 26. 1709. 27. 1714. 28. 1720. 29. 1721. 30. 1768. 31. 1774. 32. 1783. 33. 1787. 34. 1789. 35. 1790. 36. 1791. 37. 1798. 38. 1799. 39. 1803. 40. 1805. 41. 1807. 42. 1812 (24/VI). 43. 1812 (20/VIII). 44. 1812 (X). 45. 1813-1814. 46. 1804. 47. 1813. 48. 1806. 49. 1811. 50. 1812. 51. 1826. 52. 1828. 53. 1828. 54. 1829. 55. 1853. 56. 1853 (18/XI). 57. Сентябрь 1854 -август 1855. 58. 1856.

Ответы:

1. Сражение на Куликовом поле.

. Битва на реке Шелони.

. Последний поход и покорение Новгорода.

. Поход хана Ахмата (Ахмеда) к реке Угре, конец татарского ига.

. Поход на Казань.

. Взятие Астрахани.

. Поход Ермака в земли сибирского хана Кучума.

. Начало войны Ивана IV за выход к морю. Ливонская война.

. Конец Ливонской войны.

. Начало открытой иностранной интервенции против Русского государства в начале XVIIв.

. Захват шведскими интервентами новгородских земель.

. Освобождение народным ополчением Москвы.

. Столбовский мир; конец войны со Швецией.

. Деулинское перемирие с Польшей (потеря Смоленска).

. Начало освободительной войны украинского и белорусского народов против польских феодалов.

. Зборовский мирный договор.

. Возобновление войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого с польскими феодалами.

. Бой под Берестечком и заключение Белоцерковского мира.

. Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией.

. Андрусовское перемирие. Возврат Россией Смоленска, закрепление Левобережной Украины и Киева за Россией.

. Поход Петра I на Азов.

. Сражение под Нарвой. Начало Северной воины.

. Взятие русскими войсками крепости Шлиссельбург.

. Закрепление за Россией устья Невы. Закладка Петербурга.

. Военные действия на Украине. Победа войск Петра I при Лесной.

. Полтавская битва.

. Битва у мыса Гангут (Ханко).

. Битва у острова Гренгам.

. Ништадтский мирный договор.

. Начало первой русско-турецкой войны.

. Заключение мира в Кючук-Кайнарджи.

. Присоединение Крыма к России.

. Начало второй русско-турецкой войны.

. Победа А. В. Суворова при Рымнике.

. Взятие турецкой крепости Измаил.

. Ясский мир.

. Штурм Ф. Ф. Ушаковым крепости на о. Корфу (освобождение Ионических островов от французского владычества).

. Швейцарский поход Суворова.

. Начало войны Наполеона с Англией.

НЕОТОСЛАННЫЕ ДЕПЕШИ

(Викторина)

Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:

. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

. Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия- черноморская держава.

. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания копей не слышно человеческого голоса.

. Прошли Астрахань. Идем к Кагальнику.

. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.

. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волга наши.

. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят.

. Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идем освобождать Москву.

. Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.

. Нынче пришло к нам подкрепление доброе: привезли работные люди пушки, ядра, подоспела славная быстрая конница.

. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?

. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.

. «На такую химеру средства отпускать не разрешаю».

. «23 июня близ Сены на всех переулках и улицах строились баррикады».

. «Будем драться до последнего. Начальника, приказывающего бить отбой, заколите!».

Ответы:

. Наполеон осенью 1812 г. из пылающей Москвы.

. А. В. Суворов в 1790 г. после взятия штурмом Измаила.

. Батый в 1240 г. перед осадой Киева.

. Степан Разин в 1669 г. по возвращении из персидского похода.

. Александр Невский, отправившийся в поход против шведов в июле 1240 г.

. Иван Грозный в 1552 г. после успешного подкопа под степы Казанского кремля.

. Петр I в 1696 г.

. Князь Дмитрий Пожарский, возглавивший народное ополчение в 1612 г.

. Петр I 27 июня 1709 г. после полной победы над шведами под Полтавой.

. Емельян Пугачев в начале 1774 г. после перехода на сторону восставших работных людей уральских заводов.

. Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием избранного ими руководителя.

. Александр II, опасавшийся крестьянских восстаний в связи с манифестом 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права.

. Военный министр России так ответил на прошение изобретателя радио А. С. Попова о пособии в 1000 рублей на устройство первой в мире опытной радиостанции.

. Запись А. И. Герцена о событиях в Париже, означавших начало революции 1848 г. во Франции.

. Призыв адмирала Корнилова в 1854 г. к матросам, защищавшим Севастополь.

ПОЙМАЙ ДАТУ!

(Хронологическая «уха»).

Кто из вас, ребята, любят ловить рыбу? К го умеет дол art, это быстро? Чья «уха» будет жирнее и наваристее?

Изготовьте 14 картонных рыбок, напишите па них даты, и еще сделайте штук 10 рыбок без дат, пустите их к ведущему в «садок». Плавают ваши рыбки в водоеме, а вы тем временем приготовьте снасть: удочку с крючком (или магнитом), чтобы ловить рыбок за проволочные петельки.

Изготовьте также карточки с текстами - они будут вашими помощниками. Водоем картонный. На внешней его стороне наклейте картинки из жизни Русского государства XII-XVII вв. или панораму тогдашнего Кремля. Все готово!

Можно бы и приступить к ужению, да вот беда: не псе даты написанные на рыбках, известны ребятам. А ведь, поймав рыбку нужно сказать, какое событие связано с датой. Не скажешь - уйдет рыбка обратно в водоем. Как же быть? Ведь эта рыбка и второй раз может клюнуть... И опять уйдет? Нет, вам снасть поможет.

Вот как это сделать: на карточках напишите стихотворные ответы, а на обороте крупно напишите те же даты что и на рыбках и разложите их по векам около ведущего. Поймал ты рыбку с датой 1662, а что было в этом году - не помнишь… Уйдет рыбка обратно, а тебе ведущий даст карточку с этой датой, на обороте ее об этом событии в стихах рассказано. Прочтешь и думаешь: «Вот бы второй раз та же рыбка клюнула!». А сосед справа уже поймал ее и говорит всем вслух: «В 1662 г. В Москве произошло восстание, известное под названием «Медного бунта». И осталась рыбка у него в «ухе». Если к тому же он и стих знает и может прочесть его на память, даст ему ведущий из садка еще одну рыбку (без даты), удачно у него идет дело: сразу две рыбки в «уху» попали! А ты ждешь, когда по кругу очередь снова до тебя дойдет. Так чья же «уха» жирнее?

Даты на рыбках и карточках:

, 1237, 1242, 1328, 1380, 1382, 1480, 1497, 1552, 1564, 1606-1607, 1649, 1662, 1667-1671.

(Стихи, которые нужно написать на обороте карточек, взяты из книги Н.Кончаловской «Наша древняя столица», см. контрольный лист).

Ответы:

 

. 1147 г.

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела нема.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном - тын, за домом - дом

Росло на берегу твоем

Начало будущем столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой...

Вот этот первый городок

На перекрестке всех дорог.

. 1237 г.

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя - внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня...

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

. 1242 г.

Ой ты, Новгород Великий,

Господин торговых дел!

От боев с ордою дикой

Ты счастливо уцелел...

Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час -

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас...

Шла в поход большая рать…

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское...

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу -

Села, пашни, города,

И, стало быть, столицу!

. 1328 г.

В этот памятный год

москвичи неспроста

Дали прозвище князю:

Иван Калита.

«Калита» - это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвания нет!..

И вот с этой поры

Хан за данью баскаков не слал на места -

Посылал своих дьяков Иван Калита.

И везли все добро не татарам, не в стан,

А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил князь Иван -

Что татарам пойдет, что ему самому,

Что в уплату пойдет тем, кто нужен ему …

Так в Москву повели все дороги земли.

Враждовать с Калитой уж князья не могли.

Нынче спорить с Москвою князьям не с руки -

Ведь чуть что - князь Иван собирает полки.

Чем тяжелее ярмо подымает народ,

Тем скорее, сильнее хозяйство растет.

Чем богаче Москва, чем хозяйство крупней,

Тем Ивану сподручнее княжить над ней.

И Москва собрала вкруг себя города.

Лишь с Москвою считалась отныне Орда.

. 1380 г.

Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси,-

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья...

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

. 1382 г.

Рано утром было это,

Было это на заре,

И стояло бабье лето,

Бабье лето на дворе...

И на город полусонный,

Что в туманах потонул,

Вдруг нахлынул отдаленный,

Отдаленный, грозный гул.

Вот по улицам столицы

Побежал людской поток.

Обезумевшие лица,

Крики, плач и топот ног

«Люди добрые, беда!»...

Тохтамыш идет сюда!»...

Третий день осада длится.

Не сдает Кремля столица,

Не уходит Тохтамыш.

. 1480 г.

Хан Ахмат собирался на Угре-реке

С Казимировой силою слиться.

И осеннею ночью, туманной густой,

На прибрежье, под город Калугу,

Он привел все остатки Орды Золотой,

Чтобы встретить вельможного друга.

А когда на востоке забрезжил рассвет,

Поредела завеса тумана,

На другом берегу вдруг

увидал Ахмат

Рать московского князя Ивана…

Государь прочитал и,

спокоен и строг,

Повернулся к Ахматовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить

мы не будем!..»

С той поры не решалась нас

грабить Орда,

Иго тяжкое сброшено было,

А в Орде началось несогласье, вражда,

И распалась татарская сила.

. 1497 г.

Объединились города,

Был на Руси Иваном Третьим

Введен судебник для суда,

И властью княжеской, исконной,

В нем на двенадцати листах

В порядке собрались законы,

В стране единым правом став...

Служил «Судебник» тот немало.

Права хоть были неравны,

Все ж произвола меньше стало,-

Один закон для всей страны.

. 1552 г.

По Казанским стенам старым

Полтораста пушек бьют.

Пятый день они татарам

Передышки не дают...

Как раздался взрыв могучий,

И стена взлетела тучей,

С вихрем огненным взвилась,-

И царю Казань сдалась...

А еще в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете

Пестрый сказочный собор,

Что стоит и до сих пор.

Двое зодчих - Постник с Бармой -

Создавали этот храм.

Москвичи им благодарны,

Этим древним мастерам.

. 1564 г.

Царь спешил на стройку. Там умело

Возводили стены мастера

Для большого, для живого дела -

Первого печатного двора.

Молодой, широкоплечий, статный,

Перед Грозным Федоров Иван

О палате рассуждал печатной:

Где поставит он печатный стан;

Пояснял он царственному тезке,

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты.

Вдохновенно Грозному Ивану

Говорил печатник про печать.

Мы умеем предками гордиться -

Память о печатнике живет,

Федорову памятник в столице

Сохраняет бережно народ.

. 1606-1607 гг.

Ой, богатырь ты Болотников Ваня!

Шли за тобою холопы-крестьяне,

Шли на царя, засучив рукава,

Думали - будет народной Москва.

Шли безрассудно, отчаянно, смело,

Напропалую за правое дело.

Бились отважно, геройски, сплеча,

Шли по неверным путям сгоряча...

Сколько терпели и горя, в муки,

Но попадалось оружие в руки -

Снова бойцом становился холоп,

Чтобы боярину целиться в лоб.

Вот и теперь: проиграли войну,

Тула сдана, воевода в плену.

Шуйский божился и клялся народу,

Крест целовал, что простит воеводу.

Слово царево - неверное слово,

Подлое слово у Шуйского злого.

Выжгли глаза воеводе сначала,

Чтобы Ивана заря не встречала.

Чтоб не встречался с людьми воевода,

Прочь отослали на долгие годы

В Каргополь - город в Онежском краю,

Чтобы забыл про свободу свою.

. 1649 г.

И созывается Земский собор:

Думные дьяки явились во двор.

Сердятся, спорят, бранятся, кричат,

Перья писцов на бумаге строчат,

Роются думные в сборниках разных,

В старых судебниках, в книгах указных,

В древних приказах, в законах все рыщут

Да подходящих порядков все ищут.

То, что им выгодно, то и берут.

Книга огромная выросла тут;

В ней все законы господского права

Были статьями уложены в главы.

То Уложенье, увидевши свет,

Прожило двести без малого лет.

. 1662 г.

Если когда-либо в Кремль попадешь

Да по дворцу по Большому пройдешь,

Ты на решетку взглянуть не забудешь -

Медную, странную, с лицами чудищ.

Эта решетка как память важна -

«Медного бунта» свидетель она.

. 1667-1671 гг.

Прошло почти три сотни лет,

Прошло почти три века,

Но не забудет белый свет

Такого человека.

За свой народ душой горя,

Царя не свергнул Стенька,

Но бунт к свержению царя

Еще одна ступенька.

И так в отечестве своем

Прослыл Степан героем.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ XII-XVII ВВ.

(Комбинированное лото)1

Изготовьте 7 настольных карточек и 28 фишек размером 1/4 карточки. На карточках, разделенных на четыре равные части, разместите даты, события и тексты. На фишках напишите имена исторических деятелей. В нашей игре использованы имена следующих исторических деятелей: Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван III, Борис Годунов, Иван Болотников, царь Алексей Михайлович и Степан Разин (каждое из этих имен следует повторить на четырех фишках). Ведущий, перемешав фишки, вынимает их одну за другой из коробки, называя имя. Фишка отдается тому, кто первым отыщет на своей карточке дату, текст или событие, относящееся к данному историческому лицу, и включит его в текст своего ответа. Выигрывает тот, кто раньше других закроет фишками с именами все четыре части своей карточки. Содержание каждой карточки приводится ниже.

 

Карточка №1.

1113-1125 гг. 1603 г.
«Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа, его веру в свои силы». Судебник 1497 г.

 

Карточка № 2.

1645- 1676 гг. Май-октябрь 1607 г.
«При... было заложено начало самодержавия, т. е. такой формы правления, при которой верховная власть в государстве всецело и нераздельно принадлежит одному лицу - государю». Куликовская битва.

 

Карточка № 3.

1462-1505 гг. 1382 г.
«Установлением урочных лет правительство сделало новый шаг по пути к развитию крепостничества». Октябрь 1606 г. - осада Москвы.

 

Карточка № 4.

1598-1605 гг. 1113 г.
«Первая крестьянская война в Русском государстве нашла широкий отклик в разных местах нашей страны». Городские восстания 1648-1650 гг.

 

Карточка № 5.

1359-1389 гг. 1668 г.
«...Был одним из представителей «мятежного крестьянства» и сложил «голову в борьбе за свободу». Закон, запрещающий брать слишком высокие проценты за долги.

 


Карточка № 6.

1606-1607 гг. 1480 г.
Воссоединение Украины с Россией. Взятие Астрахани весной 1670 г.

 

Карточка № 7.

1667-1671 гг. 1649 г.
«Приходи, князь, в Киев, если не придешь, то знай, что много зла сделается, пойдут на бояр и на монастыри». Лжедмитрий I.

 

Ответы:

Исторические деятели XII-XVII вв.

В контрольном листе имена князей, царей и предводителей крестьянских войн даны в хронологическом порядке. Под именем приведены тексты, даты, т. е. все, что относится к этому имени, с указанием (в скобках) номера карточки, на которой помещены дата, текст и т. п.

I. Владимир Мономах.

. «Приходи, князь, в Киев: если не приедешь, то знай, что много зла сделается, - пойдут на бояр и на монастыри» (№ 7).

. 1113-1125 гг. - годы правления (№ 1).

. 1113 г.- народное восстание в Киеве (№ 4).

. Закон, запрещающий брать слишком высокие проценты за долги (№ 5).

II. Дмитрии Донской.

. «Победа на Куликовом поле подняла дух русского народа, его веру в свои силы» (№ 1).

. 1359-1389 гг.- годы правления Д. Донского (№ 5).

. 1382 г. - поход Тохтамыша на Москву (№ 3).

. Куликовская битва (№ 2).

III. Иван III.

. «При... было заложено начало самодержавия, т. е. такой формы правления, при которой верховная власть в государстве всецело и нераздельно принадлежит одному лицу - государю» (№ 2).

. 1462-1505 гг. - годы правления (№ 3).

. 1480 г. - свержение татарского ига (№ 6).

. Судебник 1497 г. (№ 1).

IV. Борис Годунов.

. «Установлением урочных лет правительство сделало новый шаг по пути к развитию крепостничества» (№ 3).

. 1598-1605 гг. - годы правления (№ 4).

. 1603 г. - крестьянское восстание под предводительством Хлопка (№ 1).

. Лжедмитрий I (№ 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: