В структуре ООН работают агентства, осуществляющие правовое регулирование в области поддержки наиболее незащищенных слоев населения (детей, инвалидов, жертв военных конфликтов, беженцев и др.). Среди них наиболее известны: ЮНИСЕФ - детский фонд ООН; ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры; ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
В течение длительного времени права инвалидов служат предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и законодательно закреплены в ряде документов ООН таких, как: «Конвенция о правах ребёнка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и «Всеобщей декларацией прав человека», люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только реализовывать комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав, закрепленных в этих документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. Данное утверждение подкреплено положениями особого характера, содержащимися в статье 25 декларации, которые признают за каждым человеком «права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Статья 26 декларации утверждает право всех людей на получение образования.
1. Каждый человек имеет право на образование.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребёнка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Легитимным становится право любого ребёнка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Положения об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в следующих документах:
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа",
Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»,
концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
проект специальных ФГОС для детей с РАС.
Также в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во исполнение Конвенции принято Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (ФЦПРО). ФЦПРО предусматривает мероприятие «по распространению» на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.
Действующий Закон об образовании относит к полномочиям субъектов Российской Федерации предоставление дошкольного и общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с п. 6.2. ст. 29 Закона «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится:
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
Основным способом, обеспечивающим гарантию соблюдения прав участников программы, является заключение договора между ГБОУ ОЦДиК и родителями/законными, в котором указываются сферы ответственности, основные права и обязанности специалистов, родителей, детей включенных в состав коррекционно-развивающей группы.