Символизм для Европы, Франции второй половины XIX века

Символизм для Европы, Франции второй половины XIX века.

 

Для Европы, Франции вторая половина XIX века стала временем крушения идеалов.                                                                                                                       «1789г сокрушил королевскую власть и дворянство, 1848-буржуазию, 1851-народ. Остался лишь один подлый, тупой сброд,»  -  говорил  Гюстав Флобер.  Неприятие общества, где воцарился культ мещанского благополучия, наживы было характерно для настроения творческой интеллигенции. Изменения произошли и в философском понимании мира и человека. Раньше считалось, что единственной формой познания является опыт. Однако  эстетика символизма во многом базировалась на взглядах Артура Шопенгауэра и Анри Бергсона, утверждавшего, что к постижению абсолютной истины человек может идти лишь интуитивным путем. Познать мир в принципе невозможно, ибо им владеет злая сила. Можно постараться уйти от него в свой внутренний мир, а искусство – оазис в пустыне жизни. Благодаря интуиции художника именно искусство иногда дает истинное, совершенное знание о мире. Приверженцам Шопенгауэра   импонировало учение Платона, считавшего конкретные предметы и явления  отражением «абстрактных» идей, существовавших в «подлинном» мире.  Поэты  использовали слова в символическом, а не конкретном значении. Они провозглашали высшей реальностью потустороннюю жизнь, некую тайну. Отразить ее может символ.                                                    Возникший во Франции символизм во многом являлся реакцией на натуралистическое изображение жизни в творчестве Э.Золя,  братьев  Эдмона и Жюля Гонкуров. Натуралисты полагали, что правда факта выглядит более убедительно, чем художественный вымысел. Символисты, напротив, пренебрегали реальной правдой жизни, стремясь найти потаенный, особый смысл вещей, ударялись в мистику. Поэты Шарль Луи  Бодлер, Артюр Рэмбо, Поль Верлен, Стэфан Малларме   провозглашали высшей реальностью потустороннюю жизнь, некую тайну. Отразить ее может символ.   Символ (от гр. symbolon - симео-знак), в отличие от знака, предназначен не только для того, чтобы предать внешнее сходство, но и чтобы показать сущность жизненного явления. А.А.Лосев писал о двух гранях символа, который «открывает реальность и открывает душу». Т.е. существует некое потаенное содержание, не высказываемое словесно.                                                      Берестовская Д.С.:  «Смысл символа многоуровневый, на разных уровнях в его понимание могут включаться различные историко-культурные слои. Все толкование символа можно свести к двум традициям:                                                                         1.В традиции Аристотеля символ понимается сугубо реалистически – как знак, значением которого является другой знак или знак другого языка.              2. В традиции Платона – своеобразный переход из мира рационального в мир иррациональный.                                                                            Представители символизма  в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, как к объединяющему началу всех людей Земли

Признанные лидеры поэтов-символистов - французы Поль Верлен (1844—1896) и Артюр Рембо (1854-1891).Направление  распространяется  и в других странах. Сильное влияние французского символизма испытал немецкий поэт Стефан Георге (1868—1933). Его концепция о себе как носителе германского духа появилась в книге «Гобелен жизни», а затем в сборнике «Седьмое кольцо». Символистические пьесы писал бельгийский драматург Морис Метерлинк (1862—1949), - автор произведений «Принцесса Мален», «Папеас и Шписандра»  - о повседневной таинственной обреченности человека на одиночество, смерть, знаменитой пьесы-сказки  «Синяя птица» — о возможности победы над злыми природными и жизненными стихиями

В 1886г. в газете «Фигаро» был опубликован «Манифест символистов». Они (после очерка Верлена) именовали себя «проклятыми поэтами». Стремились отразить не только внешнюю форму вещи, но постичь ее сущность, проникнуть в тайны мира. В поэзии это возможно только с помощью символов, отражающих высшую правду, высшие знания о предмете. Вслед за Шопенгауэром говорили, что искусство дает высшие знания о мире. Для Шопенгауэра самым возвышенным искусством была музыка. «Лишь с ее помощью, - считал он, - можно проникнуть в суть вещей. Не пластичный художественный образ должен доминировать в произведении искусства, а загадочный музыкальный символ». Само звучание стихотворения, сплетение звуков приобретает смысл. Со звуковыми образами непосредственно связаны зрительные образы – символы.                                                                                               Символисты грубо попирали аристократизм поэтической речи, вносили в стихи вульгаризмы. Поэт противостоял страшным реалиям окружающей жизни, жестокой и грязной действительности («Альбатрос» Бодлера). Интуитивное прозрение – ключ к тайной жизни этого мира. Отсюда самоценность творческого «я» художника. 

Французский символизм рождается в творчестве Шарля Луи Бодлера           (1821-1867).                                                                                               Бодлер родился 17.04 1821г. в Париже. Отец- Жозеф Франсуа выходец из крестьян, интеллигент из народа (60лет), был воспитателем в знатном доме. Сумел привить сыну страсть к живописи, восторженное отношение к революции. Скончался, когда Шарлю не было и семи лет. Глубоко был травмирован тем, что его мать – Каролина Аршембо-Дюфан (в  свое время в 25 лет ставшая женой Жозефа-Франсуа по расчету), едва дождавшись установленного законом срока вдовства, вышла за офицера, который дослужился до генерала и сенатора Второй империи.  Исключенный при неясных обстоятельствах из лицея, Бодлер отказался от административной карьеры. Мать говорила: «Какое разочарование! Какое горе!» даже тогда, когда сын уже стал известным поэтом. Отчим отправил в годичное плавание по Атлантике и Индийскому океану. С острова Маврикий, Реюньона вернулся на первом же корабле, в колониях не служил. Два свободных года в жизни поэта. Попал в круг творческой молодежи, влюбился в даму полусвета - Жанну Дюваль (мулатку). При этом – дисциплина творческого труда. Годами отделывал произведения, изучал Стендаля, Бальзака. В 23 года мать и отчим добились установления опеки над поэтом (навечно). Поставило в унизительное положение, зафиксировав гражданско - правовую неполноценность. Фактически морили голодом вплоть до паралича и смерти. Не случайно поэта навещали приступы скепсиса и меланхолии.  

Первый период творчества - до 1848г., когда поэт в духе романтической традиции представлял угнетенных как отверженных, придерживался анархически – бунтарских взглядов. Сочувствовал рабочим, был на баррикадах во время июльской революции.                                                                    Второй период - с 1848 по начало 1852г. (реалистический). Выступает за связь искусства с жизнью, критикует теорию «искусства ради искусства», называя ее прискорбной манией, превращающей читателя в инертное существо, а писателя – «в курильщика опиума».                                                                                          Поэт писал: «Представьте - в городе все вверх дном, сроятся баррикады. Вдруг вы встречаете исполненное блаженства существо со странной, испещренной иероглифами книжкой…Вы задаете ему вопрос: на чьей вы стороне? – Друг мой, - отвечает он медоточивым голосом, - я только что открыл новые очень интересные сведения о бракосочетании Исиды и Осириса. – Черт тебя побери с твоими Исидой и Осирисом и всем их потомством» (статья «Языческая школа» - первое значительное выступление против группы «Парнас» во французской критике).

 В это время сложился замысел книги «Цветы зла». Сначала хотел назвать «Лимбы»- по аналогии с кругами ада. В созданных в 50-е годы стихотворениях («Авель и Каин», «Вино грешников», «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки») кроме мятежных, богоборческих тенденций конкретизируется образ Парижа бедняков. В стихотворении «Вино тряпичников» говорится – сон создан Богом, чтобы утолить жажду возмездия угнетенных.                                                                                  Горькое разочарование у поэта вызвал переворот Луи Бонапарта. Отсутствие веры в прогресс, в возможность повлиять на ход политических и социальных событий сближают Бодлера с эстетикой т.н. группы «Парнас»  (группы предшественников символистов, сложившейся в 50-е годы 19 столетия). Это Леконт де Лилль, Теодор де Банвиль, Жорж Мари Эредиа. Назвали объединение по тени горы, где обитал Аполлон, бог Солнца и покровитель искусства. Парнасцы были сторонниками «чистого искусства», т.е. считали, что искусство не должно касаться социальных вопросов, должно возвышаться, ничему не служить и не иметь цели. Большую роль придавали красивой форме. Бодлером в подобном  духе был создан сонет «Соответствия»

После сближения с парнасцами появилось непосредственное название сборника - «Цветы зла» (Его автор не сам поэт, а его друг Ипполит Бабу, пострадавший от репрессий Наполеона III).                                                                  Не присутствовало ли любование злом в творчестве поэта? – задавали вопрос критики. Но на самом деле имело место  стремление к идеалу,  дух мятежа. Название было вызовом тому времени, когда цветы могли быть только цветами зла.   В книге 6 разделов:                                                                                                       1. Сплин и идеал;                                                                                                2.Парижские картины;                                                                                                 3.Вино;                                                                                                                        4.Цветы зла;                                                                                                               5.Мятеж;                                                                                                                     6.Смерть.                                                                                                                         Цикл стихотворений, посвященных Жанне Дюваль, мрачен и дионисийски эротичен. Любовь  показана как греховная, эгоистическая, чувственная страсть – с тоской и ужасом. В то же время стихотворения, посвященные Полине Сабатье, воспевают возвышающее воздействие любовных переживаний («Духовная заря», «Исповедь», «Живой факел», «Что можешь ты сказать, мой друг, всегда ненастный») Пишет о жалком положении человека и поэта в современном обществе, о вечной борьбе («Бочка ненависти», «Надтреснутый колокол»). К числу наиболее героических стихотворений относят сонет «Музыка» (первоначальное название «Бетховен»).Идея бетховенских симфоний – в перипетиях борьбы корабля с океаном –то грозно бушующим, то приводящим моряка в отчаяние своим штилем.С горечью рисует нравственный упадок современного общества. «Цветы зла» - динамитная бомба, упавшая в общество Второй империи.

Судебный процесс, возбужденный по поводу книги в 1857г, велся с формулировкой «против реализма». (Был аналогичный процесс из-за романа «Мадам Бовари» - но Флобер был оправдан.).                                     Бодлер замечал с иронией: «Отныне мы все должны писать только утешительные книги, доказывая, что человек от рождения хорош, и все люди счастливы». В приговоре говорилось: «Миссией литературы является украшение и развлечение духа посредством возвышения интеллекта и очищения нравов». В защиту поэта выступили Флобер, Гюго. Но – признали виновным, присудив штраф 300 франков и конфискацию тиража. «Вы получили одну из тех редких наград, - писал В.Гюго,- которые только способен дать существующий режим». Процесс положил начало новому периоду в творчестве Бодлера. Начинает активно следить за событиями общественной жизни. Появляется самая реалистическая, социально насыщенная часть книги, - стихотворения  «Испытание полночи», «Старушки», «Часы», «Лебедь» (последнее хранил на груди во время расстрела герой Сопротивления Жак Прево). Возрождение гуманистических интересов, настроений. Сочувствие к трудящимся, простому человеку.                                                                                                        Из-за приговора издатели отвергали произведения. В апреле 1864г. Бодлер едет в Бельгию, надеясь заработать денег лекциями. Не удалось. Неизлечимо болен. Вел жалкое существование в Бельгии, но мать не хотела отказываться от опеки. В конце лета 1866г. разбил паралич, лишился речи, впал в слабоумие. Когда сестры клиник Дюваль пытались заставить выполнить религиозные обряды, поэт оттолкнул их (как его герой в стихотворении «Непокорный»). 31 августа 1867г. скончался. Посмертно осудили «Книгу обломков» - сборник стихов, не вошедших в «Цветы зла». Только в 1946г Учредительное собрание Франции по требованию ФКП реабилитировало Бодлера, нанеся удар лицемерию и фарисейству.

Поль Верлен (1844-1896) – виднейший представитель французского символизма. Родился в провинции в семье инженера. В 7 лет переехал с родителями в Париж. Первые стихи написаны еще в школе. Поступил в университет на факультет правоведения, но не закончил из-за материального положения. Поступил на службу в качестве мелкого чиновника. Наизусть знал многие стихотворения Бодлера (любимое произведение - «Альбатрос»). Сближается с парнасцами. В1803г публикует в сборнике парнасцев стихотворение. Темы – природа, любовь, изменчивые метаморфозы человеческой души.                                                                                             В 1866г. – 1 сборник стихов – «Сатурнические поэмы». Темы безысходности, страдания (представления о том, что рожденного под знаком Сатурна ждет несчастливый жизненный путь). Пессимизм, разочарование, но любовь – возвышающее душу чувство. Образ прекрасной дамы, традиционный в символической поэзии.                                        Стихотворения Верлена необычайно музыкальны. Один из шедевров лирики – «Осенняя песня». В душе лирического героя слиты звуки музыкального инструмента, печаль. Прослеживается многозначность символа. Голоса природы, готовящейся к умиранию, звуки реальной скрипки, льющаяся мелодия которой созвучна происходящему в природе. Это может олицетворять и те силы, которые диктуют природе умирание, нечто стоящее над реальностью. Настроение передается при помощи звуковых повторов, аллитерации сонорных:

 Ies sanglots longs                                                                                                               Des violons                                                                                                                               De l,automne                                                                                                     Blesent mon colur                                                                                                       D,une langueur                                                                                                               Monotomne

Издалека                                                                                                                     Льется тоска                                                                                                            Скрипки осенней –                                                                                                                                   И не дыша                                                                                                               Стынет душа в оцепененьи.                                                                                                  Час прозвенит -                                                                                                                                    И леденит                                                                                                                  Отзвук угрозы,                                                                                                                А помяну в сердце весну –                                                                                       Катятся слезы.                                                                                                                  И до утра злые ветра                                                                                                         В жалобном вое.                                                                                                                 Крутят меня, словно гоня                                                                                                               С палой листвою.

Высокую оценку сборнику дали А.Франс, В.Гюго.                                                         В 1869г. выходит 2 сборник «Галантные празднества» - также положительно оцененный критикой. В 1870г. женился на Матильде Моте, вышел сборник «Добрая песня», но семейное счастье оказалось недолговечным.                                                                   

 Гибель Парижской коммуны Верлен воспринял как катастрофу. О трагической. судьбе коммуны пишет в заключительной части поэмы «Побежденные», завершенной в 1879г. Избегая расправы, скрывался у друзей. Знакомится с А.Рэмбо. Подружились, отправились в эмиграцию.                                                         После 1871г. жизнь Верлена проходила в среде деклассированной богемы, постоянных скитаниях по Бельгии, Англии. Часто и бурно ссорились. Во время ссоры ранил Рэмбо, получил два года тюрьмы. Жена развелась с поэтом.                                                                                                           Четвертый Сборник - «Песни без слов». В этом же году – стихотворение «Искусство поэзии», написанное против рационализма в искусстве, в котором говорится: «Поэт, бесплотность предпочти всему, что слишком плоть и тело».                                                                                                                 В тюрьме обращается к религии. В 1881г - сборник «Мудрость». 

В1894г во Франции был признан «Королем поэтов». Особой радости почетное звание не принесло, чувствовал – творческие силы на исходе:

 «Я всего насмотрелся, поверь.                                                                                Как затравленный, загнанный зверь                                                                     Рыскать в поисках крова и мира                                                                           Больше я, наконец не могу.                                                                                              И один, задыхаясь, бегу                                                                                                 Под ударами целого мира.» 

18 августа 1896г. поэт скончался.

Артюр Рембо (1854-1891). Эта судьба завершала 19 век французской поэзии.17-летним юношей, ушедшим из семьи, появился в Париже. Был уже автором многих стихотворений. Разгромлена Парижская коммуна. В стихах – боль от перенесенных утрат.- «Париж заселяется вновь», «Руки Жан- Мари»- образ парижской работницы, участницы боев с кандалами на руках. Пристрастие к гротеску, резким и неожиданным метафорам и сравнениям. Перемешивал поэтическое с прозаическим, высокое с вульгарным. Эпатируют сами названия – «Бал повешенных», «Искательница вшей» «Пьяный корабль». Контраст замызганной корабельной палубы и бескрайних морских просторов. Отброшенный в океан без команды, которую «индейская ловкость избрала мишенью», корабль летучим голландцем мчится среди стихий. Обреченный на гибель, ведь рано или поздно ему быть разбитым в щепки, корабль бросает вызов Солнцу, пятна которого уподобляются фурункулам, лазури небес («сопли лазури»), «иступленным рассветам», «лунам свирепым». Однако ему не по пути к коммерческими судами и плавучими тюрьмами, отвозящими заключенных. Образ корабля олицетворяет характерную для символистской и последующей декадентской литературы мысль о бренности и бессмысленности человеческого бытия. Это взволнованная исповедь поэта, не признающего жестокого мира, где царит произвол, насилие. Порыв к свободе, трагическая неприкаянность души, вызов, трагический накал.

Два сборника, написанные в Париже – «Озарение» «Лето в саду» - свидетельствуют о зрелом мастерстве поэта и удивительном чувстве слова. Тема -крушение юношеских иллюзий. Поэт не может принять мир, где творится зло, страдают люди. Традиционен для Рэмбо мотив смерти («Офелия», «Спящий в саду», «Бал повешенных»). Если в первом стихотворении смерть приходит в образе опутанной белыми водяными лилиями Офелии, то в других предстают как ушедший по чужой воле юный солдат, зловеще раскачивающиеся трупы. Угнетала дисгармония жизни. Уже в первом сборнике мотивировал свой уход из литературы. Поэзия ничего не значит там, где правят деньги. Оставил литературное творчество, скитался по миру. Его обворовывали, обманывали. Возвращается, тяжело заболевает. Умер в больнице для бедных.

 

   

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: