Лекция 2. Информационная логистика

ЛЕКЦИЯ 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

Информационный поток (ИП) в логистике — это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за выполнением логистических операций.

Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Выделяют следующие виды ИП в зависимости:

- От вида связываемых информационным потоком систем — горизонтальный и вертикальный;

- От места прохождения — внутренний и внешний;

- От направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.

ИП может опережать материальный поток (МП), следовать одновременно или отставать; может быть направлен в одну сторону с материальным или в противоположную во встречном направлении.

Опережающий ИП содержит сведения о заказе; опережающий в прямом направлении — сведения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с МП идет информация о количественных и качественных характеристиках МП. Вслед за МП во встречном направлении может проходить информация о прибытии груза. Путь ИП может не совпадать с путем МП.

Информационный поток характеризуется следующими показателями: источником возникновения, направлением движения, скоростью передачи и приема, интенсивностью потока и др. Управлять информационным потоком можно:

- Изменяя направление потока;

- Изменяя скорость передачи информации;

- Ограничивая или увеличивая объем потока информации.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Это может быть количество документов или количество единиц информации, измеряемых в байтах.

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.

Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности и имеют следующие характеристики:

•  Неоднородность (информация, используемая в логистических

системах, качественно разнородна);

• Множественность подразделений — поставщиков информации;

• Множественность подразделений — потребителей информации;

• Сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

• Множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

• Многовариантность оптимизации информационных потоков.

• Логистический информационный поток сам по себе достаточно сложная система и делится на ряд составляющих:

• Реквизит, представляющий собой элементарную единицу сообщения.

Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Например, реквизиты — наименование организации, наименование товара, цена товара и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов:                                        цифровых, буквенных,

специальных;

• Документы, включающие один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя их немалая доля поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) Организаций;

•  Показатель, являющийся результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения, например, сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д.;

• Массив, представляющий собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенных единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты и т.п.), представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.

Информационный массив, снабженный символическим           именем,

однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.

Информационная логистическая система — это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, справочников и средств программирования, обеспечивающая решение задач по управлению движением материального потока.

Информационные системы можно подразделить на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.

Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы:

• Техническое обеспечение для обработки и передачи информационных потоков;

• Информационное обеспечение, которое состоит из определенных периодически обновляемых справочников (в том числе и нормативных документов), классификаторов, кодификаторов;

• Программное обеспечение, позволяющее решать задачи управления материальными потоками, обрабатывать тексты, получать справочные данные.

Информационная система в логистике — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и средств                                                    программирования,

обеспечивающих решение тех или иных задач по управлению материальным потоком.

Классификация информационных систем. На уровне отдельного предприятия информационные системы можно классифицировать следующим образом: плановые, текущие и оперативные.

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди задач, решаемых плановой системой, могут быть:

• Создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

• Управление условно-постоянными данными;

• Общее управление запасами;

• Управление резервами и др.

Текущие информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом. Служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем и решают следующие задачи:

• Детальное управление запасами (определение мест складирования);

• Распоряжение внутрискладским транспортом;

• Отбор грузов по заказам и их комплектование и др.

Оперативные информационные системы создаются на уровне исполнителей. Режим работы в реальном масштабе времени позволяет получать необходимую информацию о движении груза в данный момент и своевременно выдавать административные и управляющие воздействия на объект управления.

Главный принцип создания информационной системы — данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования и быть сопоставимы.

Необходим комплексный набор данных, которым можно манипулировать и с помощью которого можно проводить анализ, используя такое количество способов, сколько требуется руководителю сферы логистики. Система должна располагать возможностями для проведения детализированного анализа. На рисунке показан принцип построения логистической информационной системы.



 

Цель информации в логистике заключается в том, чтобы получить возможность управления, наблюдения и проведения работ, а также комплексного планирования на складах и при транспортировке сырья, материалов и изделий. Все чаще возникает проблема непрерывного учета результатов функционирования системы, что способствует внесению изменений как в построение, так и в реализацию хода процессов.

В соответствии с постановкой целей логистики информационная система имеет задачи:

• Обеспечения необходимого качества;

• Обеспечения необходимых объемов;

• Доставки в нужное место;

• Доставки в установленное время.

Можно идентифицировать множество специфических функций, которые должна выполнять логистическая информационная система, например, функции обслуживания (информационного) потребителя, планирования и управления, координирования.


 



Управление информационной системой с обратной связью

Информационная система с обратной связью существует там, где окружающая среда способствует принятию решения, оказывающего влияние на эту среду, а значит, и на дальнейшие решения. Эта система имеет три характеристики: структуру, запаздывания и усиления системы.

Структура системы характеризует взаимосвязь отдельных частей. Запаздывания существуют при получении информации, принятии решений, основанных на информации и в процессе выполнения решений.

Усиления обычно происходят во всей информационной системе, особенно при действующем порядке принятия решений в логистической системе. Они проявляются в тех случаях, когда действие оказывается более сильным, чем это можно предполагать, исходя из ввода информации, определяющей регулирующие решения.

В информационной системе с обратной связью существует строго определенный базис. Решения обычно не являются выражением полной свободы воли, а строго обусловлены окружающими обстоятельствами. Однако можно установить правила, регулирующие эти решения, и определить влияние данных правил на производственное и экономическое поведение систем.

Типовая организационная структура для функции производства и сбыта продукции может быть представлена в виде восходящих потоков заказов на товары и отгрузку товаров. Следует отметить наличие запасов трех уровней: на заводе, в оптовом и розничном звеньях.

Чтобы иметь возможность определить динамические характеристики системы, необходимо также знать запаздывания в потоках заказов и товаров. Запаздывание указывается, как правило, в днях, неделях и представляет собой обычную величину для предприятия, изготовляющего товары длительного пользования.

Для эффективной работы логистической системы следует знать правила, регулирующие размещение заказов и размеры складских запасов в каждом звене реализации продукции. В этой модели выделяют три основных вида заказов:

1) Заказы на возмещение проданных товаров;

2) Заказы для пополнения запасов во всех звеньях в связи с изменением уровня продаж;

3) Заказы, необходимые для заполнения каналов обеспечения товарами по информации о заказах, находящихся в стадии выполнения.

Задачи информации в логистике. В центре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе. Решение приобрести информацию должно быть результатом баланса между затратами и выгодами, которые обеспечивают получение соответствующей информации. Затраты на создание более совершенных методов прогнозирования спроса должны быть взвешены относительно затрат из-за отсутствия запасов.

Затраты и выгоды не так просто вычислить при наличии множества рисков, количественное определение которых затруднено. Тем не менее следует осторожно относиться к излишним инвестициям в очень сложные информационные системы в тех случаях, когда затраты, связанные с риском, невысоки. Существует проблема затрат и результатов при решении вопроса хранения информации, так как есть опасность быстрого увеличения затрат в результате хранения данных в системе. Кроме того, следует учитывать иерархию использования логистической информационной системы (рис. 4.4).

Существуют проблемы, связанные со скоростью ответа системы. Информационные системы, работающие в режиме реального времени, контролируют постоянные поминутные изменения в физической системе, например, в системе резервирования информации на авиалиниях. Более приемлемым может оказаться метод групповой обработки информации, при котором данные обновляются ежедневно, но ответ на информацию может приходить с задержкой. Ответ можно получить только после тщательного анализа реальных потребностей управления в информации. Кроме этого, существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают типичную иерархию принятия решения.

Высший уровень руководства Информация \ для выработки \ стратегии и политики \ принятия решений \
Средний уровень руководства /Управленческаяинформация \ /для тактического планирования \ и принятия решений \
Контролирующий орган / / Информация для оперативного \ планирования и контроля \
Оперативный уровень Обработка оперативных сделок, \ ответ на запросы \

 


 

Иерархия использования логистической информационной системы

Информационные технологии в логистике. Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками.

Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

При реализации функций логистики на предприятии составляют основные направления программы работ:

• Определяются технические средства для выполнения программного задания;

• Составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

• Определяются базовые методы формирования программных заданий;

• Выбираются организационные формы осуществления программных заданий;

• Составляются сетевые модели выполнения этапов и работ;

• Разрабатываются системы критериев оценки и мотиваций действий;

• Организуются контроль, учет и оценка хода работ.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего Данному виду производства, его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Сюда можно отнести «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и

промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных по всему предприятию производственная система располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:

• Быстрый и надежный, преимущественно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;

• Структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.

Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Электронный обмен данными — процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие компьютеров различных компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: