Лекция 5. Логистика запасов

ЛЕКЦИЯ 5. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ.

Запас — форма существования материального потока.

Материальный поток на пути движения от истока до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке, поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. По назначению запасы делят на производственные и товарные, которые в свою очередь по выполняемой функции делятся на три группы:

1)  Текущие; Текущие запасы — главная часть всех запасов, обеспечивающая непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

2) Страховые; Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно.

3) Сезонные. Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

Рассмотрим более подробно каждый из этих видов запасов.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. На предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды:

•  Переходящие;      К переходящим запасам относятся остатки

материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара.

• Подготовительные; Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе.

• Неликвидные; Неликвидные запасы — это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

• Запасы в пути и др. Запасы в пути — запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

Специалисты выделяют различные количественные уровни запасов во времени:

• Максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе;

• Пороговый уровень запаса, используемый для определения момента времени заказа следующих партий;

• Текущий запас, который может в любой момент времени совладать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.

Управление запасами. Управление  запасами в   логистике —    оптимизация  операций,

непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и

координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения. Создание запасов всегда сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. Затраты, связанные с созданием и содержанием запасов, можно разбить на несколько групп:

• Отвлечение части финансовых средств на поддержание запасов;

• Расходы на содержание специально оборудованных помещений (складов);

• Оплата труда специального персонала;

• Дополнительные налоги;

• Постоянный риск порчи, нереализации просроченного товара, хищения.

В свою очередь отсутствие необходимого объема запасов приводит также к расходам, которые можно определить в следующей форме потерь:

• От простоя производства;

• Пущенной прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса;

• Закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

• Потенциальных покупателей и др.

Кроме финансовых расходов, связанных с формированием запасов, предприниматель руководствуется конъюнктурой рынка, на котором действуют побудительные мотивы:

• Возможность колебания спроса;

• Сезонные колебания спроса на некоторые виды товаров;

• Скидки за покупку крупной партии товаров;

• Спекуляции на росте цен;

• Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа;

• Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия;

• Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению;

• Возможность немедленного обслуживания покупателей;

• Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей;

Прощение процесса управления производством.

По перечисленным причинам, как в торговле, так и в промышленности, отдают предпочтение созданию запасов, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. Уменьшается прибыль.

Оптимальный размер запасов. Страховые запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. Отсюда возникает необходимость создания страховых товарно-материальных запасов.

Можно выделить несколько причин, по которым предприниматели заказывают больший объем товаров, чем требуется изданный момент:

• Задержка получения заказанных товаров;

• Возможность получить товар в неполном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе;

• Предоставление скидок, получаемых заказчиком при покупке им крупной партии товаров;

• Одинаковая величина транспортных, накладных и других расходов независимо от объема партии. (Например, стоимость одного контейнера будет одна и та же независимо от того, загружен полностью контейнер или нет.)

Создание запасов требует дополнительных финансовых затрат, поэтому возникает необходимость в сокращении этих затрат с помощью достижения оптимального баланса между объемом запаса, с одной стороны, и финансовыми затратами — с другой. Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных товаров или определением экономического (оптимального) размера заказа, который вычисляется по формуле

А — затраты на производство;

D — средний уровень спроса; v — удельные затраты на производство; г — затраты на хранение,

Определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов:

1) Возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;

2) Колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;

3) Осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.

Определить точный уровень необходимых резервных запасов в условиях нестабильности сроков реализации заказов, изменчивого спроса на товары и материалы достаточно сложно. Для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, необходимо использовать моделирование или имитацию различных сценариев.

Контроль состояния запасов. Управление запасами предусматривает организацию контроля за их фактическим состоянием. Контроль за состоянием запасов и формирование заказа могут осуществляться периодически по системе:

• Оперативного управления — через определенный промежуток времени принимается оперативное решение: «заказывать» или «не заказывать», если заказывать, то какое количество единиц товара;

• Равномерной поставки — через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара;

• Пополнения запаса до максимального уровня — через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т.е. Число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа.

Наиболее часто встречаются два вида контроля состояния запасов.

1. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас на момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение «не заказывать». Период, через который предприятие направляет заказ поставщику, не меняется. (Например, каждый понедельник менеджер фирмы просматривает остатки товаров и дозаказывает их до заранее определенной максимальной нормы.)

Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки. Поскольку для исполнения заказа требуется определенный период времени, то величина заказываемой партии увеличивается на размер ожидаемого расхода за этот период. Размер закупаемой партии определяется по формуле

Р = ^макс " (Зф — Здз),

3Макс предусмотренный нормой максимальный запас;

Зф — фактический запас на момент проверки;

Зю — запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.

Применять эту систему можно тогда, когда есть возможность заказывать:

- Один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика;

- Товары, на которые уровень спроса относительно постоянен;

- Малоценные товары и др.

2. Система с фиксированным размером заказов при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасов порогового значения заказывается партия постоянного объема. Как только запас какого-либо товара достигает заранее определенного минимального значения, этот товар заказывается. При этом размер заказываемой партии все время один и тот же (система с фиксированным размером заказа).

В этой системе контроля состояния запасов размер заказа на пополнение запаса — величина постоянная. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разные. При наличии широкой номенклатуры материалов (или ассортимента — для торгового предприятия) необходимым условием непрерывного учета фактического уровня запаса, т.е. Условием применения данной системы, служит использование технологии автоматической идентификации штриховых кодов.

К системам со смешенным контролем состояния запасов также относится система с двумя уровнями.

3. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса) — фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас меньше минимального, то принимается решение «не заказывать».

4. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запасов (с пороговым уровнем запасов) — решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии определяется разностью Максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа.

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается выполнением таких задач, как:

• Учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

• Определение размера гарантийного (страхового) запаса;

• Расчет размера заказа;

• Определение интервала времени между заказами.

Для решения проблем, связанных с запасами, предназначены модели управления запасами. Модели должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда. Есть множество разнообразных моделей, каждая из которых подходит к определенному случаю, рассмотрим четыре наиболее общих модели.

1. Модель с фиксированным уровнем запаса, работающая следующим образом: на складе есть максимальный желательный запас продукции (МЖЗ), потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа (ОР) выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова ровнялось МЖЗ. Так как продукция не поставляется мгновенно, то необходимо учитывать ожидаемое потребление во время поставки, поэтому следует принимать в расчет резервный запас (РЗ), служащий для предотвращения дефицита. Для определения максимального желательного запаса (МЖЗ) используется формула

МЖЗ = ОР + РЗ.

2. Модель с фиксированным интервалом времени между заказами, работающая следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до МЖЗ.

3. Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня, работающая по следующей схеме: заказы делаются периодически (как во второй модели), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового значения, то делается дополнительный заказ. В зафиксированные моменты заказов расчет размера заказа осуществляется по формуле

F3 = МЖЗ - ТЗ + ОП

РЗ — размер заказа, шт.;

МЖЗ — максимальный желательный заказ, шт.;

ТЗ — текущий заказ, шт.;

ОП — ожидаемое потребление за время.

В момент достижения порогового уровня размер заказа определяется по формуле

РЗ = МЖЗ - ПУ + ОП

ПУ — пороговый уровень запаса, шт.

4. Модель «минимум — максимум», работающая следующим образом: контроль за уровнем запасов осуществляется периодически и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

При рассмотрении этих моделей видно, что первая модель довольно устойчива к увеличению спроса, задержке поставки, неполной поставке и занижению размера заказа. Вторая модель устойчива к сокращению спроса, ускоренной поставке, поставке завышенного объема и завышенного размера заказа. Третья модель объединяет все плюсы двух первых моделей.

Для получения ответа на вопросы: когда и сколько заказывать материалов, необходимо рассчитать объем резервного запаса и оптимального размера заказа. При расчете объема резервного запаса (РЗ) рассматриваются два случая: спрос на продукцию (Пд) — детерминированная или случайная величина. В первом случае:

Р3 = гугзп,

Тт — время возможной задержки поставки.

Определение оптимального размера заказа

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

Объема спроса (оборота); Транспортно-заготовительных расходов; Расходов на хранение.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение. Транспортно­заготовительные расходы при увеличении размера заказа уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы на хранение растут прямо, пропорционально размеру заказа. Для решения этой задачи необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение, т.е. Определить условия, при которых

г — с + с

общ хран трансп’

С^щ — общие затраты на транспортировку и хранение;

Схран — затраты на хранение запаса;

Странсп — транспортно-заготовительные расходы.'

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой партии — S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа (М) за хранение товара. Он измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период. Стоимость хранения товаров за период Т можно рассчитать по формуле


 

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определяется по формуле

 

К — транспортно-заготовительные расходы, связанные с разме­щением и доставкой одного заказа;

Q

— — количество заказов за период времени.

S

     
 

Подставив данные Схран и Сгрансп> получим:

Минимум Со6щ имеется в точке, в которой ее первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля. Первая производная:

г - М-- к®-

’-общ 2 Л 5'2 *

Найдем значение S (оптимальный размер заказа), обращающее производную целевой функции в нуль:


 

Эта формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

Методы нормирования запасов

Под нормой запаса понимается расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. При определении норм товарных запасов используют три группы методов:

1) Эвристические, предполагающие использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют состояние рынка и принимают решение о минимально необходимых запасах;

2) Технико-экономических расчетов, заключаемых в расчленении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы. Далее для выделенных групп отдельно рассчитываются страховой, текущий и сезонный запасы. Этот метод также позволяет достаточно точно определить необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика;

3) Экономико-математические. Спрос на товары чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико­математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции, который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, в будущее.


 


ЛЕКЦИЯ 6. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

Понятие и роль складов в логистике. Эффективность логистической системы зависит от работы складского хозяйства.

Склады способствуют преобразованию грузопотоков, изменяя параметры принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий и т.д.

Склад - здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки и хранения различных материальных                      ценностей, подготовки их к

производственному потреблению и бесперебойному отпуску потребителям (покупателям).

Склады промышленных предприятий и фирм классифицируются следующим образом:

1)  До                       назначению:          материальные_______________ (снабженческие),

внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые;

2) По виду и характеру хранимых материалов: универсальные специализированные;

3)  По типу        конструкции: закрытые, полузакрытые, открытые,

специальные (бункерные сооружения, резервуары);

4)  По месту расположения и масштабу действия: центральные, участковые, прицеховые;

5) По степени огнестойкости: несгораемые, трудносгораемые, сгораемые.

Склады образуют одну из основных подсистем логистической цепи. Склады в логистики играют как положительную, так и отрицательную роль. Негативной стороной складирования является увеличение стоимости товара за счет издержек по содержанию запасов на складах. Это - расходы на складские операции, аренду склада, текущие затраты по содержанию складов. Кроме того, создание складских запасов приводит к иммобилизации (замораживанию) значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы на другие цели. Поэтому складирование продукции оправдано только в том случае, если оно позволяет снизить издержки или улучшить качество логистического сервиса (достичь более быстрого реагирования на спрос или экономии на превентивных закупках по более низким ценам).

Положительная роль складирования заключается в том, что обеспечивается выравнивание производства, создаются необходимые технические и организационные условия для комплектации грузов, концентрации и распределение запасов.

Виды и функции складов. К основным функциям можно отнести следующие:

- Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, конструктивно, по размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту;

- Складирование и хранение, что позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять неправильное производство, снабжение, сбыт на базе создаваемых запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также в связи с сезонном потреблением, производством и транспортировкой некоторых товаров и/или в некоторых регионов (например, на крайнем севере);

- Унитизация транспортировки грузов - многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем за вагон» или «меньше, чем за трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

- Предоставление услуг - очевидный аспект этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживание потребителей. Среди них:

- Подготовка продукции для потребления (распаковка, расконсервация, комплектация, раскрой, нарезка и т.д.);

- Подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

- Проверка функционирования приборов и оборудования, предварительный монтаж;

- Придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);

- Транспортно-экспедиционные услуги.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения склады разделяются на следующие группы:

- Склады предприятий - производителей специализируются для хранения сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжения, прежде всего, производящих потребителей.

- Склады потребителей продукции предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запчасти и др.

- Склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения) и производственные (подчиняются планово-производственному или планово­диспетчерскому отделу). В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские, прицеховые и цеховые.

- Склады сбытовых организаций служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

- Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта.

Процесс складирования. Комплекс складских операций осуществляется в следующей последовательности:

- Разгрузка и приемка грузов производится в соответствии с условиями заключенного договора. Технология выполнения указанных работ на складе зависит от характера груза (штучный, сыпучий), от типа транспортного средства (трейлер, контейнер), а также от вида используемых средств механизации.

-  Размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели). На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Процесс хранения включает обеспечение соответствующих для этого условий и контроль за наличностью запасов на складе.

- Процесс комплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказами потребителей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовку товара к отправке (укладывание в тару), объединение отдельных заказов в партию отправки и оформление транспортных накладных, погрузку грузов в транспортные средства.

- Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение грузов между различными зонами склада: с разгрузочной площадки - в зону приемки, оттуда - в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться по сквозным прямоточным маршрутам.

Оценка работы складов. Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество продукции, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

В качестве основания или платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размерам 1200x800 и 1200x1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600x400 мм, который должен укладываться на рабочей поверхности складского оборудования и т.п.

Расчет площади складов. Оборудование для хранения грузов можно подразделить по роду хранимых материалов: для хранения штучных крупногабаритных, тарно-штучных сыпучих, жидких и газообразных грузов в соответствии с физическими состояниями и характеристиками грузов.

Штучные грузы могут храниться на складах в штабелях (в плоских, стоечных или ящичных поддонах) или на стеллажах, типы и параметры которых зависят от хранящихся грузов, а также назначение склада, технологии переработки грузов, срока их хранения и других факторов.

Сыпучие грузы находятся на открытых складских площадках в штабелях и траншеях различной формы и закрытых складах, а при небольших запасах - в бункерах различной формы.

Жидкие грузы могут храниться на складах в таре (бочках, бутылях, барабанах) и наливом в резервуарах.

Для размещения материальных ресурсов важно определить общую площадь склада и количество оборудования для хранения материалов.

Общая площадь складов включает:

- Полезную площадь склада, т.е. Площадь, непосредственно занятую хранимым материалом (стеллажами штабелями), fHM;

- Площадь, занятую приемочным и отпускными площадками, fnp;

- Служебную площадь склада, занятую конторскими и другими служебными помещениями, fM;

- Вспомогательную площадь склада, занятую проездами и проходами, f;

Общая площадь будет равна: f= ^ + f^ + f™ + fum (м2).

Определение полезной площади. Полезная площадь складов, хранящих металлы, инструменты, запасные части и другие изделия, определяется двумя способами: способом нагрузки на 1 м2 площади пола и способом коэффициента заполнения объема.

Способ нагрузки на 1 м площади пола является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:


 

где q ио - величина установленного запаса соответствующего материала га складе, т; 5 - нагрузка на 1 м2 площади пола, т.

С помощью коэффициента заполнения объема емкости любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и т.п.) Определяется по формуле:

 

где V об - геометрический объем соответствующего оборудования, м3; у - удельный вес материала или изделия, т/м3;

Р - коэффициент заполнения объема (плотности укладки).

Потребное количество оборудования (ячеек, стеллажей, штабелей) n определяется по формуле:


 

Зная в плане габаритные размеры оборудования и потребное его количество, определяем полезную площадь склада для хранения данного вида материала:

fj

f non L d n=f od n (M),

где L - длина соответствующего оборудования для хранения, м; d - ширина, м.

Подсчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

Определение площади, занятой приемочными и отпускными площадками. На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно, а с малым объемом работ — вместе. Необходимая площадь приемочной площадки:

f Qnocr k t

пр 360■а1 *

где Q,пас - годовое поступление материала, т;

5 1 - нагру зка на 1 м2 площади, т;

к - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);

t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).

Размер отпускной площади определяется аналогично.

Определение служебной   площади. Площадь конторы склада

рассчитывается в зависимости от числа работающих.

При штате склада до трех работников площадь конторы применяется по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5-4 м2, при штате более 5 работников - по 3,25 м2 на человека.

Определение вспомогательной площади. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:

А=2в+зс,

Где а - ширина проезда, см;

В - ширина транспортного средства;

С - ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 1 5-20 см).

В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.

Высота складских помещений от уровня пола до затяжки ферм или стропил принимается обычно от 3,5 до 5,5 м. В тех случаях, когда склад оборудуется мостовым краном, его высота рассчитывается и может достигнуть 8 м.

При приближенных расчетах общая площадь складов Гбщ может определяться в зависимости от полезной площади Гол через коэффициент использования а по формуле:


 

Определение потребности в подъемно-транспортном оборудовании.

Количество подъемно-транспортного оборудования а рассчитываем по

формуле:

 

где Q - количество перерабатываемого груза, т;

К н - коэффициент неравномерности поступления груза;

Р - производительность оборудования, т.

В числителе величины известные, а вот производительность машин и механизмов необходимо рассчитать.

Производительность крана рк зависит от веса подъема груза qQ и числа циклов машины за 1 час непрерывной работы пц.

Р K=q оПц.

Количество циклов работы машины за 1 ч.(3600 сек.) Зависит от продолжительности одного цикла ее работы тц и выражается в секундах.


 

Время цикла работы крана тц складывается их времени, необходимого для производства отдельных элементов цикла, с учетом одновременного выполнения (совмещения) некоторых из них:

 

где К с - коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмеще­нии нескольких операций; m - число элементов цикла работы;

t - время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, сек.

Часовая производительность погрузчика рп определяется по общей формуле для машин периодического действия:


 

Общая часовая производительность машин непрерывного действия определяется следующим образом:

Р = 3,6qV (т/ч),

*

где q - вес груза на одном погонном метре несущего элемента машины, кг;

V - скорость грузонесущего элемента машины, м/сек.

Показатели работы складов

Емкость склада определяется по формуле:

E=Fcqr,

где Fс - площадь используемая под непосредственное складирование груза, м; q г - удельная нагрузка.

Отбор склада п0 определяется по формуле:


 

где t г - средний срок хранения грузов на складе, дни; хр

Т - период работы, дни.

Пропускная способность склада характеризует количество груза, которое может пройти через склад за определенный период (месяц, год) при максимальном использовании                              емкость и при          данной средней

продолжительности хранения:

 

Коэффициент использования складской площади кип представляет собой отношение полезной (грузовой) площади к общей площади склада:


 

Коэффициент использования объема склада ку характеризующий использование не только площади, но и высоты складских помещений, устанавливается по формуле:

Удельная средняя нагрузка на 1 м полезной площади показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:

max пол

 

Грузоподъемность 1м2

общ


устанавливается по формуле:

 

где Q f - годовой грузооборот склада, т.

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность за рассматриваемый период.


ЛЕКЦИЯ 7. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения- сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

- Создание транспортных систем;

- Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

- Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- Выбор способа транспортировки и транспортного средства;

- Определение рациональных маршрутов доставки.

К задачам транспортной логистики также относят: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки груза, выбор вида транспортного средства и пр.

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотока и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки - это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах.

Грузооборот - основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятие за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости.

Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота qcyT. С учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле.

где Qr - годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д - число рабочих дней в году;

Кн - коэффициент неравномерности перевозок (К„ = 1,1:3,0).

Выбор вида транспорта с учетом логистики. Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и пр. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

- Железнодорожный;

- Морской;

- Внутренний водный (речной);

- Автомобильный;

- Воздушный;

- Трубопроводный.

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы в любую точку территории, стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание:

- Надежность соблюдения графика доставки;

- Время доставки;

- Стоимость перевозки.

Выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, определяется информацией о характерных особенностях различных его видов. Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ - высокая маневренность. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки.

Основными его недостатками являются:

- Сравнительно высокая себестоимость перевозок;

- Возможность хищения груза и угона автотранспорта;

- Сравнительно малая грузоподъемность.

Преимущества железнодорожного транспорта:

- Хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;

- Возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;

- Невысокая себестоимость перевозки.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченную возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.

Основные преимущества морского транспорта - низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую часть отправок. Кроме того, морской транспорт зависит от погодных и навигационных условий.

Преимуществом морского транспорта являются низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта - самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта относят малую скорость доставки, низкую доступность в географическом плане.

Основное преимущество воздушного транспорта - большая скорость, возможность достижения отдельных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности на этом виде транспорта высока. Недостатком является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов.

Определение логистических расходов. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

- Плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

- Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

- Правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должны обеспечивать:

- Транспортному предприятию - возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли;

- Покупателю транспортных услуг - возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные местные тарифы.

Общие тарифы - это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Эти тарифы могут быть пониженными и повышенными. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог. Местные тарифы включают в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

- Сдельные на перевозку грузов;

- На повременное пользование;

- За перегон подвижного состава;

- Договорные и др.

На стоимость перевозки автомобильным транспортом оказывают влияние такие факторы, как расстояние перевозки, масса и объемный вес груза, грузоподъемность и тип автомобиля, время использования автомобиля и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие, связанные с перевозками услуги, определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынка.

Основные документы, регламентирующие правила перевозок и транспортная документация. Законодательные документы, регламентирующие условия и правила транспортных перевозок, определяют обязанности, правила и ответственность транспортных организаций, предприятий, утверждений и граждан, пользующихся транспортом, регламентируют порядок составления и выполнение плана и основные условия перевозок грузов, багажа и почты, а также взаимоотношение транспортных организаций между собой и потребителями продукциями.

При перевозке грузов заключается договор перевозки грузов, представляющий собой соглашение, по которому перевозчик принимает на себя обязательства перевести обусловленный груз своими средствами от места отправления до места назначения в установленные сроки, а отправитель обязуется предоставить за перевозку установленную плату.

На различных видах транспорта на перевозку грузов имеются свои особенности.

Так, договором перевозки на железнодорожном транспорте является накладная, которая оформляется отправителем груза. Оформленная накладная принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого между отправителем и железной дорогой,

В линейном судоходстве, а также в каботаже, договором морской перевозки является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.

В заграничном плавании, при нелинейных формах судоходства, договор морской перевозки оформляется чартером.

Каждый вид транспорта для перевозки грузов имеет свою специфику перевозки.

Когда договор морской перевозки оформляется чартером, коносамент служит подтверждением (распиской) приема груза.

На внутреннем водном транспорте перед открытием навигации заключают с грузоотправителем навигационные договоры на перевозку и буксировку плотов.

Навигационными договорами обусловливаются: объем перевозки грузов или буксировки плотов, которые должны строго соответствовать объему перевозок.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор на перевозку грузов.

Комплект состоит из четырех документов: накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза

В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число мест, род упаковки, техническую норму загрузки вагона и данные о вагоне (при погрузке средствами отправителя), массу груза.

Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанцию о приме груза.

На оборотной стороне накладной ставят календарные штемпели о времени приема груза к перевозке; выгрузке груза железной дорогой или подачи под выгрузку средствами получателя; оформление выдачи груза.

После оформления транспортной документации отправитель получает квитанцию о приеме груза к перевозке. Квитанция - важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя. С грузом до станции назначения следует накладная и дорожная ведомость. В дорожной ведомости получатель расписывается в получении груза, а по накладной получает груз.

Корешок в каждой ведомости остается на станции отправления и служит основным документом для учета и отчетности выполнения плана перевозок.

Вагонный лист - один из трех перевозочных документов (кроме докладной и дорожной ведомости). Составляют его на каждый загруженный вагон. Если докладная это - договор перевозки, а дорожная ведомость - документ, сопровождающий груз в пути следования, то вагонный лист необходим для оценки работы железнодорожного транспорта.

Документация при перевозке морским транспортом. При перевозке морем в межпортовом сообщении первичным документом является погрузочный ордер. В прямом водном иди смешанном сообщении вместо погрузочного ордера отправитель заполняет накладную.

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем. Коносаменты бывают именные, составленные на имя определенного получателя; ордерные; предъявительские по предъявлению коносамента.

Документация при перевозке речным транспортом. Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоотправитель обязан передать порту отправления накладную.

Накладная - основной документ, сопровождающий перевозимый груз или буксируемый плот (судно) на всем пути следования до места назначения.

Существуют различные формы накладных: для перевозки сухогрузов; для перевозки грузов в универсальных контейнерах; для буксировки плотов и судов; для смешанного сообщения и для перевозки нефтепродуктов.

Документация при перевозке грузов автомобильным транспортом. Водителю грузового автомобиля при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является основным первичным документом учета работы. Он выдается водителю, как правило, только на один день, смену и должен быть возвращен по окончанию работы.

Перевозки грузов товарного характера должны производиться при обязательном оформлении товарно-транспортного документа - накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчетов заказчика с автотранспортной организацией.

Документом для перевозки грузов на воздушном транспорте является накладная.


ЛЕКЦИЯ 8. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

1. Понятие и сферы применения распределительной логистики.

2. Каналы распределения товаров.

3. Формы доведения товара до потребителя.

1. Понятие сферы применения распределительной логистики

Логистика распределения - это комплекс взаимосвязанных функций,

реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. В процессе оптовой продажи товаров.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами.

Задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики.

На микроуровне решаются следующие задачи:

• Планирование процесса реализации;

• Выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

• Организация отгрузки продукции;

• Контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;

• Организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

• Выбор схемы распределения;

• Формирование каналов распределения;

• Размещение распределительных центров.

2. Каналы распределения товаров. Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом распределения.

Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Логистический канал - упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до потребителя.

Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, так как обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков, экономит затраты на распределение.

Непосредственно процесс распределений осуществляется путем реализации сведущих видов работ: обработка заказов, складирование

продукции и поддержание товарно-материальных запасов, транспортировка товаров к местам потребления.

Обработка заказа включает в себя получение заказа от потребителя, рассылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприятия, принятие решение о производстве продукции. Если нужные потребителю товары имеются на складе, то производится их отгрузка. Если товары на складе отсутствуют, производству передается заказ на их изготовление.

После завершения производственного процесса предприятие вынужденно хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.

Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:

• Часть товара может храниться на складе предприятия, часть - на складах в районах потребления продукции;

•  Вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;

• Предприятие может арендовать место на складах общественного пользования;

• Для хранения товара могут использовать склады длительно хранения или транзитные склады.

Поддержание товарно-материальных запасов. Для бесперебойного обеспечения потребителя необходимыми ему товарами предприятие- изготовитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или районах потребления. Запасы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальными нормативами.

Завершающим этапом процесса реализации являются транспортировка товара к месту потребления и доставка его потребителю на предусмотренных договором (контрактом) условиях.

Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственника на него к конечному потребителю.

В системах с прямыми связями в составе каналов нет ни каких-либо оптово-посреднических фирм. В гибких или эшелонированных системах такие посредники имеются. На рис. 6 приведены примеры каналов с различными схемами построения.


Рис. 6. Схемы построения каналов распределения


 

Современный бизнес с высоким уровнем специализации, как правило, приводит к необходимости обращаться к дистрибутивным каналам посредников, выполняющим различные функции. Эти функции можно разделить:

- На обмен (куплю-продажу);

- Физическое распределение;

-  Поддержку и вспомогательные функции                                                                            (стандартизация и

сертификация качества сервиса и дистрибьюция,               финансирование,

информационная поддержка, страхование рисков и т.п.).

Посредники, выполняющие первую группу функций, называются торговыми посредниками, а вторые две группы функций - логистическими

посредниками. Эта классификация является достаточно условной, так как в современном бизнесе многие посредники в дистрибьюции выполняют все или большинство из указанных выше групп функций, становясь по существу интегрированными логистическими посредниками                                                                        (логистическими

операторами, провайдерами комплексных логистических услуг).

Логистическими посредниками в операциях физического распределения являются различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, грузовые терминалы и терминальные комплексы, склады общего пользования и коммерческие склады, грузовые распределительные центры, предприятия по сортировке, затариванию и упаковке готовой продукции, грузоперерабатывающие и прочие предприятия. Логистические функции, относящиеся к физическому распределению, могут выполняться и торговыми посредниками.

Среди логистических посредников, выполняющих поддерживающие (вспомогательные) функции, можно выделить учреждения финансового сервиса (банки, финансовые компании, расчетные центры и компании и т.п.), предприятия информационного сервиса (информационно-диспетчерские центры, логистические информационно-аналитические центры, предприятия связи и телекоммуникаций и т.п.), страховые компании, таможенные брокеры,

охранные фирмы, учреждения стандартизации, лицензирования и

сертификации и т.п.

Классифицируя оптовые предприятия, имеющие склады, необходимо учесть их деление на базовые категории:

• Независимые оптовые посредники;

• Зависимые оптовые посредники;

• Агенты и брокеры;

• Специализированные оптовики.

Основной особенностью независимых оптовых предприятий является приобретение товара за свой счет. В число независимых оптовиков, имеющих склады, входят:

Дистрибьюторы (самая распространенная группа), имеющие мощную складскую сеть и обеспечивающие полный цикл обслуживания. Они могут торговать широкой товарной номенклатурой, смешанным или специализированным ассортиментом;

Оптовые торговцы, работающие в             основном с розничными

предприятиями, предоставляющими им полный пакет услуг. Они отличаются друг от друга главным образом широтой ассортиментного набора товаров:

• Оптовики со смешанным ассортиментом, занимающиеся несколькими ассортиментными группами товаров. Они работают с розничными предприятиями с широким смешанным и узкоспециализированным ассортиментом;

• Оптовики с нешироким насыщенным ассортиментом. Они занимаются одной или двумя ассортиментными группами и реализуют ассортимент большой глубины (технические товары, лекарства, одежда и т.д.);

• Узкоспециализированные оптовики занимаются частью ассортиментной группой товаров, охватывая ее на большую глубину (продукты лечебного питания, запчасти к автотранспорту, морепродукты и т.д.) Они предоставляют клиентам полную возможность выбора и обладают глубокими знаниями о каждом товаре;

Дилеры имеют складскую сеть и выполняют перечень услуг. Чаще всего они имеют тесную связь с определенной промышленной фирмой или крупными дистрибьюторами;

Оптовики-консигнанты завозят в магазины сопутствующие товары, в основном не продовольственного назначения (косметику, лекарство, книги, игрушки), и организуют их выкладку в торговом зале. Оптовик-консигнант назначает цену товара, следит за его качеством, устраивает экспозиции внутри магазина, ведет учет товарно-материальных запасов;

Оптовики посылочной торговли занимаются рассылкой каталогов на косметику, ювелирные изделия, пищевые деликатесы и другие мелкие товары розничным клиентам и различного рода учреждениям. Их основными заказчиками являются коммерческие предприятия, расположенные в ближайших районах. Они могут осуществлять услуги по доставке почтой;

Агенты по закупкам, которые поддерживают долговременные отношения с покупателями и осуществляют для них закупку необходимых товаров по максимально низким ценам. Агенты по закупкам обладают занятиями рынка;

Оптовики-комиссионеры (оптовые фирмы-комиссионеры), которые обычно имеют ликвидные товары, которые они продают от своего имени, но за счет владельцев. Располагают офисом и складскими мощностями. Они предоставляют спектр различных дополнительных услуг (в том числе логистических).

Сбытовые отделения (оптовые базы промышленных компаний) предоставляют различного рода складские услуги. Сбытовые отделения встречаются в таких сферах производства, как лесная промышленность, производство автомобильных сбытовых частей, и др.

Различные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики имеются собственные специализированные оптовые организации, занимающиеся:

- Дистрибьюцией продуктов нефтепереработки;

- Дистрибьюцией сельскохозяйственной продукции.

Оптовые нефтебазы       продают и  доставляют нефтепродукты

автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и предприятиям, занимающимся дальнейшей переработкой нефти.

Оптовики, занятые дистрибьюцией сельхозпродукции, скупают ее у фермеров и отбирают в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени государственных учреждений.

Оптовые предприятия, не имеющие складов, предоставляют ограниченный спектр функций и услуг.

Среди независимых оптовых предприятий, не занятых складской переработкой грузов, можно выделить оптовиков-коммивояжеров и оптовиков организаторов.

Оптовики-коммивояжеры продают и осуществляют доставку товара розничным покупателям. Они занимаются ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения (хлеб, молочные продукты и прочее), их клиентами являются магазины, рестораны, кафе, гостиницы.

Оптовики-организаторы (к ним могут относиться и оптовые маклеры) работают с товаром, для которого характерна бестарная перевозка грузов (тяжелое оборудование, лесоматериалы, каменный уголь), и реализуют его по более низким ценам. Получив заказ, оптовик-организатор находит производителя, который отгружает товар непосредственно покупателю, при этом он принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск с момента принятия заказа и до момента завершения поставки.

Агенты и брокеры не принимают на себя право собственности на товар. Обычно они специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.

Товарные брокеры, занятые сведением покупателей с продавцами, помогают им в заключение сделки, при этом они не состоят в длительных договорных отношениях и не принимают на себя никакого риска

Промышленные агенты участвуют в реализации только части продукции поставщика, могут включать в ассортимент продукцию не конкурирующих между собой производителей, заключая официальное письменное соглашение с каждым производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, условий доставки товара и размеров комиссионных вознаграждений. Промышленные агенты хорошо знакомы с товарным ассортиментом каждого производителя и организуют распределение их товаров, опираясь на свои широкие контакты с покупателями.

Полномочные агенты (сбытовые агенты) имеют дело с небольшими промышленными фирмами на протяжении длительного периода и занимаются распределением всей выпускаемой ими продукции, заменяя собой торговый аппарат фирм. Полномочные агенты могут предлагать продукцию конкурирующих производителей. В отличии от промышленных агентов они оказывают значительное влияние на цены, сроки и условия продажи.

3. Формы доведения товара до потребителя

Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условием его производства, потребления и возможностями транспорта.

Прямые связи по системе «от двери до двери», при которой товар доставляется от поставщика до потребителя, минуя склады и хранилища. Эта форма используется, когда закупается крупная партия продукции или закупается уникальная продукция. Она позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров. Прямые связи приносят эффект только при обслуживании близко расположенных потребителей.

В случае, когда потребители располагают в отдалении от поставщиков или нескольких регионах, применяется доставка товара через склады (центры) предприятий-поставщиков. Сбытовые агенты, принимая заказ на поставку продукции, отправляют его не в центральную сбытовую контору, откуда он пересылается на одно из предприятий фирмы, а непосредственно в ближайший распределительный центр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: