Лекция 4. Закупочная логистика

ЛЕКЦИЯ 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

• Какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

• В каком количестве;

• Кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

• На каких условиях будут производиться закупки?

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия — с поставщиками.

Таким образом, к задачам и работам, связанным с закупочной логистикой относятся:

• Определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии;

• Исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик;

• Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проведения переговоров, которые завершаются заключением контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых также является задачей логистики;

• Подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат:

- Выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

- Транспортировка, экспедирование и страхование;

- Приемка и проверка материальных ресурсов;

- Поиск информации о потенциальных поставщиках.

• Координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Эффективная работа этой службы во многом зависит от организационной структуры предприятия. Организация

службы, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства, позволяет оптимально наладить движение материального потока.


 

Рис. Функции отдела снабжения

Задачи, решаемые службой снабжения, должны строиться на основе современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия развития производства и уже потом — стратегия снабжения производства. Для успешного обеспечения предприятия

необходимыми материалами этот отдел должен иметь готовые ответы на следующие вопросы:

- Что закупать;

- Сколько закупать;

- У кого закупать;

- На каких условиях закупать;

- Как системно увязать закупки с производством и сбытом;

- Как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками и др.

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов и затем выполнить расчет потребности в этих ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или формируются номенклатурные группы.

Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.

Поступающая информация о поставщиках позволяет формировать банк данных, который необходимо проанализировать на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков.

Количество специальных критериев может варьироваться от одного до несколько десятков. Все зависит от предприятия, которое само определяет эти критерии. Как правило, используются критерии по цене, качеству, условиям поставки и их надежности. При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков и для получения наиболее выгодных условий поставок могут использоваться дополнительные критерии:

• Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность;

• Наличие резервных мощностей;

• Сроки выполнения экстренных заказов;

• Организация управлением качеством;

• Удаленность поставщика от потребителя.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. Заключение контракта. Договор включает выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

Одной из значимых задач контроля поставок служит контроль качества поставки, т.е. Учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления                                                                          заказа, сроков

транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

Существенной частью заготовительной деятельности являются экономические расчеты (так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения) и определение видов затрат:

- На выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

- На транспортировку, экспедирование и страхование;

- На грузопереработку;

- По контролю за соблюдением условий договора поставки;

- На приемку и проверку материальных ресурсов;

- А поиск информации о потенциальных поставщиках и др.

Изучение товарного рынка. Каждый стремится получить максимальную прибыль за счет расширения своего бизнеса, увеличения рынка сбыта и наращивания объемов производства. Основу успеха составляет выпускаемая продукция, отвечающая запросам потребителей. Основным критерием повышенного спроса служит качество. Невозможно добиться производства качественной продукции без использования качественного сырья. Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства.

В начале создания структуры заготовительной логистики и в дальнейшем должен регулярно проводиться анализ вариантов поставок, который начинается с изучения и использования потенциальных и фактических возможностей собственного производства. В связи с этим большое значение имеют определение натуральных показателей самообеспечения, правильный расчет внутрисистемного (внутризаводского) оборота.

Руководствуясь расчетным показателем, разрабатывают многовариантную программу логистического внутрисистемного отпуска, которая должна быть экономически обоснованной и опираться на динамику внешних и внутренних факторов производства. Структура поставляемых ресурсов за счет собственного производства должна определяться в разумных пределах, которые обычно рассчитываются в натуральном и системном выражении путем сопоставления совокупных затрат по самообеспечению и осуществлению закупок.

Главная цель управления процессом закупок заключается в адекватном и полном удовлетворении потребностей производства. Организация процесса закупок осуществляется в несколько этапов:

• Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.;

• Выбор формы и источников материально-технического снабжения;

• Размещение заказов и их реализация;

• Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности;

• Поддержание отношений с поставщиками и др.

В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением. При изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемых стратегией и тактикой предприятия:

1) Как поставщика готовой продукции;

2) Как потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус потребителей дает возможность учитывать собственные интересы и строить взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

Поиск поставщиков. На любом предприятии выполняются служебные обязанности, связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий — готовой продукции. Эффективность работы напрямую зависит от результатов деятельности, направленной на отслеживание ситуации на рынке, выявление

потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию к расширению и на рынке появляются новые компании, а также материалы. Для поиска поставщиков применяется стандартная схема, состоящая из четырех этапов.

1.  Поиск потенциальных поставщиков. Используется следующий механизм действий:

- Проведение конкурсов (тендеров);

- Изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.);

- Посещение ярмарок, выставок;

-  Личные контакты с возможными поставщиками (переписка, телефонные переговоры, деловые встречи).

Конкурсные торги (тендеры)   — распространенная форма поиска

потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно выбирая наилучшего поставщика.

Проведение тендера осуществляется по следующей схеме действий:

- Формирование условий тендера;

- Разработка и публикация тендерной документации;

- Рекламная кампания; проверка оценочной квалификации участников тендера;

- Проведение анализа тендерных предложений;

- Определение победителя тендера.

По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.

2. Проверка поставщиков. Условием долгосрочной работы с новым поставщиком служат надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова быть вашим долгосрочным поставщиком, становится вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в работе производства, что может привести к финансовым потерям, поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора.

Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников:

- Личной встречи с руководством компании;

- Финансовой отчетности поставщика;

-  Местных источников (действующих на данной территории

юридических лиц или «осведомителей» официальных органов);

- Банков и финансовых институтов; конкурентов потенциального поставщика;

- Торговых ассоциаций;

- Информационных агентств;

- Государственных источников (регистрационных палат, налоговой и др., обладающих открытой для ознакомления информацией).

Итогом второго этапа является список поставщиков с проверенной репутацией.

3.  Анализ потенциальных поставщиков. Перечень поставщиков

анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико (более 60). Критериями, на базе которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков, служат цена и качество продукции, а также надежность поставок. Надежность поставок включает выполнение обязательств по их срокам, ассортименту, комплектности и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям относятся:

- Финансовое положение поставщика;

- Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

- Наличие резервных мощностей;

- Повышение качества выпускаемой продукции; удаленность поставщика от потребителя;

- Организация управления качеством у поставщика;

- Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

- Профессиональный уровень персонала;

- Текучесть кадров и др.

В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставок. Оценка результатов работы проводится по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая определить рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет служить надежность поставки. Алгоритм определения надежности поставок включает 11 пунктов.

1. Сопоставление плановой и фактической даты поставки.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставление планового и фактического объемов Выявление случаев недопоставки продукции.

4. Определение объема недопоставки продукции:

А(? £?факт ^план’

£?факт — фактический объем поставки;

Q — плановый объем поставки.

«-'план

5. Определение условного опоздания в случае недопоставки:

6.

 

Определение общей величины опозданий:

7. Определение количества случаев отказа (п).

8.

 

Определение общей величины отказов:

Т— общее число дней в периоде.

9. Определение интенсивности отказов:

10.

 

Определение коэффициента готовности поставок:

11. Определение надежности снабжения. Чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Критерии оптимального выбора поставщика. Существуют два основных критерия выбора поставщика:

1) Стоимость приобретения продукции или услуг;

2) Качество обслуживания.

Качество обслуживания включает качество продукции или услуги и надежность обслуживания. Последняя оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:

• Удаленность поставщика от потребителя;

• Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

• Организация управления качеством продукции у поставщика;

• Способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

• Кредитоспособность и финансовое положение поставщика и др.

При оценке нескольких поставщиков обычно используют • методы экспертных оценок. Один из таких методов — матричный, в рамках которого для оценки поставщика выбирается не- ] сколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть равна единице. После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оцененные значения и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость. 

Из матрицы/таблицы следует, что наиболее выгодно делать закупки у третьего поставщика, у которого высокая надежность доставок и приемлемые цены.

Управление поставками. Процесс налаживания доставки материалов от поставщика до потребителя должен предусматривать гибкую систему, способную оперативно реагировать на запросы производства, связанные с изменения конъюнктуры рынка. При наличии конкурентной борьбы предприниматели отслеживают положительные тенденций, происходящие на рынке. На изменения выпускаемой продукции могут влиять уменьшения или повышения покупательского спроса, требующего соответственно уменьшения или увеличения объемов производства, появления на рынке нового товара, изготовленного из нового материала, улучшающего пользовательские свойства товара. Все это требует принятия быстрых решений, поэтому прежде чем устанавливать хозяйственные связи с поставщиками, необходимо изучить потенциал поставщика и возможные изменения условий поставки.

Поставка необходимого сырья или материалов может осуществляться как напрямую от производителя к потребителю, так и через посредников. Поставку от производителя к потребителю называют транзитной, а через посредника — складской.

Транзитная форма поставки материалов позволяет значительно сократить время пребывания материальных потоков в сфере обращения, а также позволяет сократить издержки обращения за счет уменьшения расходов на погрузочно­разгрузочные операции, складское хранение. Применение транзитной схемы снабжения целесообразно использовать для больших партий поставок постоянного ассортимента крупными партиями, когда продукция не требует дополнительных логистических работ и операций по подготовке к производственному потреблению.

В обязанности посредника может входить работа, связанная с выполнением ряда производственных услуг по подготовке продукции к производственному потреблению, осуществлением послепродажного сервиса проданной продукции, а также оказанием комплекса других видов деловых услуг.

При рассмотрении вопроса о выборе или переходе от одной формы поставки к другой необходимо учитывать транспортно-заготовительные расходы, которые представляют затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией, а также расходы по заготовке и доставке материальных ресурсов (они составляют часть логистических издержек). К ним относятся:

• Расходы на формирование сети логистических цепей, а также выбор и оценку поставщиков;

• Транспортно-экспедиционные издержки;

• Почтово-телеграфные, командировочные, представительские и другие расходы;

• Недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли;

• Прочие расходы (охрана, выполнение дополнительных требований потребителей).

В зависимости от того, кто является поставщиком, определяется вид логистической системы. Если движение материальных потоков осуществляется транзитом, то образуется логистическая система с прямыми связями. Если используется складская форма поставки, то образуется эшелонированная логистическая система. Иногда предприятие-потребитель одновременно получает материальные ресурсы от разных источников — производителей и посредников. На практике распространены гибкие логистические системы. Применение системы «точно в срок» предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом сырья и материалов, чем в условиях традиционного снабжения. Вследствие этого повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то при использовании системы «точно в срок» предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки. Для предприятий, использующих систему «точно в срок», характерны следующие особенности:

• Стабильный выпуск продукции;

• Частые поставки небольшими партиями;

• Поставки на основе долгосрочных заказов;

• Минимальный объем сопутствующей документации;

• Объем информации по поставкам, фиксированный для всего объема с возможностью изменения от одной поставки к другой;

• Отсутствие поставок товара с избытком или недостатком;

• Ориентирование поставщиков на использование стандартной тары и упаковки.

Применение системы «точно в срок» позволяет достичь следующих результатов:

- Сократить затраты на содержание запасов;

- Уменьшить количество брака;

- Уменьшить складские мощности.

Достоинства для поставщика:

- Полная загрузка производственных мощностей;

- Сохраняется квалифицированная рабочая сила;

- Сокращение складских расходов;

- Упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

Использованию этой системы должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций.

Контроль за выполнением заказа. Важнейшей функцией в заготовительной логистике служит контроль входных потоков — поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершая проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе осуществления контроля за выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности

материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно­экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика. Непредвиденные сбои в поставках могут привести к временной остановке производства или сокращению объемов производства. При надлежащей организации контроля предприятие, сможет оперативно получать информацию об объеме и сроках ожидаемых поставок товаров и оперативно принимать соответствующие меры при возможных отклонениях от условий заказа. Логистическая система контроля за выполнением заказа предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. Такое взаимодействие обоюдовыгодно, так как позволяет выявить недостатки в работе поставщика, а для потребителя иметь надежного поставщика, позволяющего работать предприятию без сбоев. Кроме того, при таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля за ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

Устанавливаемая на предприятии система предназначена не только для контроля за соблюдением условий заказа, но также для выявления на начальной стадии брака, что позволяет избежать попадания в производственный процесс некачественного сырья и материалов. Непосредственная взаимозависимость качества сырья и готовой продукции заставляет предпринимателей уделять повышенное внимание качеству исходного сырья. Сложность осуществления контроля за выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ассортиментом поставляемого товара. Чем шире ассортимент, тем больше времени будет уходить на проверку поставляемой партии товара. Партия товара — это регламентируемый договором объем и ассортимент одноразовой поставки продукции. Формирование партии товара происходит на основе потребности заказчика в конкретном материальном потоке. Параметры, по которым предприятие-получатель будет осуществлять контроль за выполнением заказа, зависят от самого предприятия. Как правило, перечень требований к партии товара формируется на основе производственной необходимости. Однако партия поставки зависит и от возможности поставщика, вида используемого транспорта, условий хранения продукции и многих других факторов.

При размещении заказа и его реализации потребитель должен обязательно согласовать с поставщиком интервалы материальных потоков. Если интервал отгрузки служит ориентиром для поставщика, то и интервал поставки будет ориентиром для потребителя. Интервал отгрузки — это время между двумя следующими друг за другом поставками. Интенсивность интервала отгрузки зависит от транзитной нормы, наличия складских мощностей у грузополучателя и других факторов.

Категория интервала отгрузки в заготовительной логистике используется при планировании норм запаса, осуществлении контроля за поставками, регулировании производственно-хозяйственной деятельности. При заключении договорных обязательств также рассчитывают частоту поставок (число поставок в отчетном периоде), а через данный показатель — средний интервал поставки.

Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству. При этом частные показатели необходимо согласовать между собой. Это означает, что при анализе выполнения обязательств по ассортименту следует учитывать лишь те материальные потоки, которые достигли назначения в срок, а долю ресурсов, соответствующую требованиям по качеству, определять только по продукции, зачтенной в счет поставок по ассортименту.

Комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов рассчитывается по формуле

^компл ~  Кн) КасКк,                                       (5.6)

Кн— коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в уста­новленные сроки;

^ас ~ коэффициент выполнения обязательств по ассортименту;

Кк — коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции.

В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки логистическая служба, осуществляющая контроль за выполнением заказа, принимает оперативные меры по розыску грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий. Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки могут быть компенсированы различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: