Гармония как средство музыкальной выразительности

Гармония как средство музыкальной выразительности.

Гармония (от греч.- harmonia) стройность, согласованность, связь, соединение. В русской музыке – лад. Понятие было сформировано в мышлении древних людей, в эпоху мифологического сознания.

Аристотель«Гармония есть смесь и соединение противоположностей»

Псевдо-Евклид«Гармония – есть умозрительное и прикладное учение о свойствах музыкального сочетания. Музыкальное сочетание – есть соединение звуков и интервалов, расположенных в том или ином порядке.»

Пифагор (6 век до нашей эры) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель учения о гармонии. Исследовал свойства целых чисел и пропорций (квадрат гипотенузы…).

Структура космоса: физико-геометрико-акустическое единство. Небесная сфера – комбинация геометрических тел и музыкальных интервалов (гармония сфер). Музыкальный строй образован квинтовыми ходами и сведением полученных звуков в октаву. Квинта – основа всей музыки. Все интервалы определяются формулой. N|N+1:1/1+1=1/2; 2/2+1=2/3 и т.д.

1,2,3,4 – идеальные, священные числа.

1+2+3+4=10

Октаву делили на 12, а не на 7 частей (диатоника+хроматика).

12 – совокупность многократно повторяющегося числового единства. Т.е. в чувственном, аффектном – Пифагор выявил рациональное.

«Гармония – есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного».

Последователи Пифагора: Орестид, Дамон, Аристоксен (трактат «Гармония»). Греки говорили: «Все – это число. Число – душа, сущность вещей – Бог, предельно и беспредельно».

Восточные философы: Аль-Фараби, Урмави

Средневековье: Гвидо Аретинский – символика чисел.

Ренессанс: Тинкторис

Царлино: «хотя каждая гармония состоит, главным образом, из консонансов, тем не менее, для большей красоты употребляются, во-вторых, диссонансы, если применять их согласно указаниям».

Барокко: Рамо.

Классицизм: Эйлер, Зорге, Бальер, Руссье, Ланге

19 век: Маминьи, Дерот, Вебер, Критьен, Вине

ХХ век: Виллармен, Тирш Отто

Отечественные:

Тюлин, Привано: «Гармония – закономерность связи тонов в созвучия; закономерность связи созвучий»

Холопов: «Гармония – высотная организация музыкальных звуков»

Григорьев: «Гармония – форма организации музыкальной ткани, результат интенсивных импульсов, излучений лада – интонационно-конструктивного универсума музыки. Гармония – есть организация многоголосной музыкальной ткани, основанная на ладовой организации тонов по вертикали и горизонтали и выражающаяся в созвучиях и их связях между собой».

Способин: «Гармония – координация звуков в музыкальной ткани по вертикали и горизонтали».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: