Гармония как средство музыкальной выразительности.
Гармония (от греч.- harmonia) стройность, согласованность, связь, соединение. В русской музыке – лад. Понятие было сформировано в мышлении древних людей, в эпоху мифологического сознания.
Аристотель – «Гармония есть смесь и соединение противоположностей»
Псевдо-Евклид – «Гармония – есть умозрительное и прикладное учение о свойствах музыкального сочетания. Музыкальное сочетание – есть соединение звуков и интервалов, расположенных в том или ином порядке.»
Пифагор (6 век до нашей эры) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель учения о гармонии. Исследовал свойства целых чисел и пропорций (квадрат гипотенузы…).
Структура космоса: физико-геометрико-акустическое единство. Небесная сфера – комбинация геометрических тел и музыкальных интервалов (гармония сфер). Музыкальный строй образован квинтовыми ходами и сведением полученных звуков в октаву. Квинта – основа всей музыки. Все интервалы определяются формулой. N|N+1:1/1+1=1/2; 2/2+1=2/3 и т.д.
|
|
1,2,3,4 – идеальные, священные числа.
1+2+3+4=10
Октаву делили на 12, а не на 7 частей (диатоника+хроматика).
12 – совокупность многократно повторяющегося числового единства. Т.е. в чувственном, аффектном – Пифагор выявил рациональное.
«Гармония – есть соединение разнообразной смеси и согласие разногласного».
Последователи Пифагора: Орестид, Дамон, Аристоксен (трактат «Гармония»). Греки говорили: «Все – это число. Число – душа, сущность вещей – Бог, предельно и беспредельно».
Восточные философы: Аль-Фараби, Урмави
Средневековье: Гвидо Аретинский – символика чисел.
Ренессанс: Тинкторис
Царлино: «хотя каждая гармония состоит, главным образом, из консонансов, тем не менее, для большей красоты употребляются, во-вторых, диссонансы, если применять их согласно указаниям».
Барокко: Рамо.
Классицизм: Эйлер, Зорге, Бальер, Руссье, Ланге
19 век: Маминьи, Дерот, Вебер, Критьен, Вине
ХХ век: Виллармен, Тирш Отто
Отечественные:
Тюлин, Привано: «Гармония – закономерность связи тонов в созвучия; закономерность связи созвучий»
Холопов: «Гармония – высотная организация музыкальных звуков»
Григорьев: «Гармония – форма организации музыкальной ткани, результат интенсивных импульсов, излучений лада – интонационно-конструктивного универсума музыки. Гармония – есть организация многоголосной музыкальной ткани, основанная на ладовой организации тонов по вертикали и горизонтали и выражающаяся в созвучиях и их связях между собой».
Способин: «Гармония – координация звуков в музыкальной ткани по вертикали и горизонтали».