Гармония как дисциплина.
Один из важнейших разделов музыкально-теоретической науки, где изучается строение аккордов, их связь между собой в ладотональности и взаимодействие ладотональностей.
Гармония как дисциплина возникла в начале ХIХ века. До этого было понятие Генерал-баса (цифрованного баса), basso ostinato – способ сокращенной записи многоголосия.
Многое разработал РАМО!!!
1. Терцовое строение аккордов
2. Качественное соотношение между звуками аккорда: основной тон, терцовый, квинтовый.
3. Теория обращения
4. Правила голосоведения
5. 3 вида каденций (автентическая, плагальная, прерванная)
6. Модуляционная техника (равенство трезвучий)
7. Функциональные соотношения («квинтовый ход баса влечет смену гармонической функции»).
Современное учение о гармонии.
1. Строение аккордов – фонизм: структура, расположение звуков и тембровое оформление.
2. Значение аккорда в ладу и его связь с другими аккордами – функциональность + формообразование.
3. Логику образования мелодических линий, отдельных голосов при соединении созвучий – голосоведение.
Аккорд.
Узкое понимание гармонии. Субсистема в системе гармонии. Accordae (лат.) – согласованность. Это понятие постоянно эволюционирует. Если к XVIII в – это трезвучие, расположенное по терциям, то к ХХ в – это 6,7 звучие, кластеры, тон, т.е. собственная структура с любым составом.
Но признаки аккорда постоянны. Он должен иметь:
1. Тоновый и интонационный состав (формально-структурный признак)
2. Функцию (качественный признак)
3. Целостность (тембровую, фактурно-регистровую)
Тюлин: «Аккорд - Созвучие логически дифференцированное, некое гармоническое единство, конструктивное целое, входящее в определенную систему муз.мышления – лад.»
Григорьев: «Аккорд - Созвучие, одновременное вертикальное сочетание двух или более различных по высоте тонов; опорный компонент гармонической системы; интонационное самостоятельное единство.»
Мясоедов: «Аккорд – одновременное сочетание не менее трех звуков, расположенных по определенному принципу.»