Характер, мотивация, направленность личности

Характер, мотивация, направленность личности

Не менее важной составляющей в структуре личности является характер. В психологии это понятие означает совокупность устойчивых индиви­дуальных особенностей (или черт) личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

Когда говорят о характере человека, то обычно перечисляют качества, ко­торые этот человек проявляет в различных обстоятельствах. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием и социальным окружением. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагиро­вания на действия и поступки окружающих.

Например, в деятельности врача, пользующегося успехом у пациентов, яр­ко выражены рассудительность, принципиальность, решительность, мужествен­ность, скромность, отзывчивость и особенно эмпатия (от греч. «сопереживание»). Для медицинского работника эмпатия - это показатель профессиональной при­годности.

Характер является индивидуальным для каждого человека. Познание ха­рактера личности позволяет прогнозировать довольно точно ее поведение, воз­можные поступки и действия. Своеобразное сочетание всех черт характера одно­го человека позволяет отнести его к определённому типу личности.

Мотивация. В течение жизни человек испытывает множество различных потребностей, то есть нуждается в чём-либо для восстановления физиологическо­го и психологического равновесия. Потребности человека очень разнообразны, весьма часто формируются под влиянием окружающей среды, которая в значи­тельной степени детерминирует их. Они зависят от воспитания в широком пони­мании (приобщение к миру человеческой культуры) и самовоспитания. Это отно­сится как к материальным, так и к духовным потребностям.

Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена А. Маслоу. у человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей

1. Потребности физиологические (органические).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности и любви.

4. Потребности уважения (почитания).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

Для удовлетворения своих потребностей индивид предпринимает те или иные действия. Побуждение к действию называется мотивом. Термин «мотивация» представляет более широ­кое понятие, обозначающее систему мотивов.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это - поиск ответов на вопросы «почему?», «ради чего?», «для какой цели?» осуществлялась какая-либо деятельность.

Следовательно, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, на­правленность и активность.

Термин «мотивация» тесно связан с понятием «направленность личности». В целом, определяя направленность личности, мы узнаем, что человек сделал в своей жизни, что он собирается сделать и каким образом хочет достичь желаемо­го. В зависимости от сферы проявления доминирующих побуждений различают морально-этическую, профессиональную и бытовую направленность личности.

Морально-этическая направленность личности заключается в высокой мо­рально-этической зрелости. Люди с этими доминирующими мотивами все проис­ходящие события и поступки других людей пропускают сквозь моральные кате­гории; стремятся действовать в соответствии с нравственными нормами, ценят таких же людей. Их привлекает общественная деятельность.

Профессиональная направленность личности - это свойство, которое про­является в активном и устойчивом стремлении заниматься конкретной профес­сиональной деятельностью, усовершенствоваться в ней. Такие люди в своей жиз­ни на первый план ставят работу.

Бытовая направленность проявляется в материальных, семейных, а также культурных, индивидуальных стремлениях. Главным является создание хороших бытовых условий, семейного уюта, а не общественная деятельность или профес­сиональные успехи.

Давая характеристику направленности личности, мы, прежде всего, гово­рим о ее потребностях, интересах, убеждениях и мировоззрении.

Воля. Эмоции. Установки. Способности

Воля. Понятие воли в систему категорий науки о душе ввёл Аристотель. Воля у Аристотеля выступала как фактор, способный изменять ход поведения. В современной психологии воля - это сознательное регулирование человеком сво­его поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля предполагает борьбу мотивов, поэтому волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - выработка волевых качеств личности, с третьей - обре­тение человеком контроля над своим поведением. Формирование воли тесным образом связано с обогащением мотивационной и нравственной сферы человека. Высокий уровень профессионального мастерства медиков определяют такие во­левые качества, как терпение, выдержка, смелость, настойчивость, критичность, оперативность, хладнокровие, дисциплинированность, оптимизм. Только врач, который самостоятельно анализирует, действует спокойно, решительно и уверен­но, вызывает симпатию у больного. Безусловно, уверенность не должна перехо­дить в самоуверенность.

Социальные установки. Установкой в психологии называется неосозна­ваемая готовность, предрасположенность определённым образом воспринять, по­нять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опы­том.

Социальные установки формируются в течение жизни под влиянием куль­турной среды, воспитания, на основе личного опыта, а также прочитанного или услышанного человеком. Установки по отношению к различным фактам общест­венной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры):

-    когнитивная подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять че­ловек;

-    эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;

-поведенческая подструктура - готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки.

В отечественной психологии изучением формирования фиксированных ус­тановок, определяющих поведение личности, занимались Д. Н. Узнадзе и его со­трудники. Созданная ими теория установки стала классической.

Способности. Всякая деятельность требует от человека обладания специ­фическими качествами, определяющими его пригодность к ней. В психологии эти качества называют способностями личности. Итак, способности - это инди­видуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи челове­ка в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умствен­ные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности обусловливают успехи в специфических видах деятельности. К их числу можно отнести музыкальные, математические, литера­турные, спортивные и т.д.

Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно допол­няя и обогащая друг друга.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс Б. М. Теплов. Он считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоян­ном процессе развития. Способность, которой человек на практике перестаёт пользоваться, со временем теряется.

Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем те или иные способности.

Эмоции. Всё, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции.

Эмоции - это субъективные психические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру и людям.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше пони­маем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях другого чело­века и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

К эмоциональным состояниям относятся:

-    собственно эмоции;

-    аффекты;

-    чувства;

-    настроения.

Собственно эмоция - это переживание какого-либо чувства по поводу со­бытия свершившегося, вероятного или вспоминаемого.

Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие чётко выражен­ный предметный характер.

Настроение - длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека




double arrow
Сейчас читают про: