Характер, мотивация, направленность личности
Не менее важной составляющей в структуре личности является характер. В психологии это понятие означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (или черт) личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Когда говорят о характере человека, то обычно перечисляют качества, которые этот человек проявляет в различных обстоятельствах. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием и социальным окружением. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки окружающих.
Например, в деятельности врача, пользующегося успехом у пациентов, ярко выражены рассудительность, принципиальность, решительность, мужественность, скромность, отзывчивость и особенно эмпатия (от греч. «сопереживание»). Для медицинского работника эмпатия - это показатель профессиональной пригодности.
Характер является индивидуальным для каждого человека. Познание характера личности позволяет прогнозировать довольно точно ее поведение, возможные поступки и действия. Своеобразное сочетание всех черт характера одного человека позволяет отнести его к определённому типу личности.
Мотивация. В течение жизни человек испытывает множество различных потребностей, то есть нуждается в чём-либо для восстановления физиологического и психологического равновесия. Потребности человека очень разнообразны, весьма часто формируются под влиянием окружающей среды, которая в значительной степени детерминирует их. Они зависят от воспитания в широком понимании (приобщение к миру человеческой культуры) и самовоспитания. Это относится как к материальным, так и к духовным потребностям.
Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы, была предложена А. Маслоу. у человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей
1. Потребности физиологические (органические).
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
Для удовлетворения своих потребностей индивид предпринимает те или иные действия. Побуждение к действию называется мотивом. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, обозначающее систему мотивов.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения поведения. Это - поиск ответов на вопросы «почему?», «ради чего?», «для какой цели?» осуществлялась какая-либо деятельность.
Следовательно, мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Термин «мотивация» тесно связан с понятием «направленность личности». В целом, определяя направленность личности, мы узнаем, что человек сделал в своей жизни, что он собирается сделать и каким образом хочет достичь желаемого. В зависимости от сферы проявления доминирующих побуждений различают морально-этическую, профессиональную и бытовую направленность личности.
Морально-этическая направленность личности заключается в высокой морально-этической зрелости. Люди с этими доминирующими мотивами все происходящие события и поступки других людей пропускают сквозь моральные категории; стремятся действовать в соответствии с нравственными нормами, ценят таких же людей. Их привлекает общественная деятельность.
Профессиональная направленность личности - это свойство, которое проявляется в активном и устойчивом стремлении заниматься конкретной профессиональной деятельностью, усовершенствоваться в ней. Такие люди в своей жизни на первый план ставят работу.
Бытовая направленность проявляется в материальных, семейных, а также культурных, индивидуальных стремлениях. Главным является создание хороших бытовых условий, семейного уюта, а не общественная деятельность или профессиональные успехи.
Давая характеристику направленности личности, мы, прежде всего, говорим о ее потребностях, интересах, убеждениях и мировоззрении.
Воля. Эмоции. Установки. Способности
Воля. Понятие воли в систему категорий науки о душе ввёл Аристотель. Воля у Аристотеля выступала как фактор, способный изменять ход поведения. В современной психологии воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля предполагает борьбу мотивов, поэтому волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - выработка волевых качеств личности, с третьей - обретение человеком контроля над своим поведением. Формирование воли тесным образом связано с обогащением мотивационной и нравственной сферы человека. Высокий уровень профессионального мастерства медиков определяют такие волевые качества, как терпение, выдержка, смелость, настойчивость, критичность, оперативность, хладнокровие, дисциплинированность, оптимизм. Только врач, который самостоятельно анализирует, действует спокойно, решительно и уверенно, вызывает симпатию у больного. Безусловно, уверенность не должна переходить в самоуверенность.
Социальные установки. Установкой в психологии называется неосознаваемая готовность, предрасположенность определённым образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.
Социальные установки формируются в течение жизни под влиянием культурной среды, воспитания, на основе личного опыта, а также прочитанного или услышанного человеком. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.
Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры):
- когнитивная подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек;
- эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки;
-поведенческая подструктура - готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки.
В отечественной психологии изучением формирования фиксированных установок, определяющих поведение личности, занимались Д. Н. Узнадзе и его сотрудники. Созданная ими теория установки стала классической.
Способности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней. В психологии эти качества называют способностями личности. Итак, способности - это индивидуально-устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Способности делятся на общие и специальные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные способности обусловливают успехи в специфических видах деятельности. К их числу можно отнести музыкальные, математические, литературные, спортивные и т.д.
Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс Б. М. Теплов. Он считал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которой человек на практике перестаёт пользоваться, со временем теряется.
Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем те или иные способности.
Эмоции. Всё, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции.
Эмоции - это субъективные психические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний отношения человека к миру и людям.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
К эмоциональным состояниям относятся:
- собственно эмоции;
- аффекты;
- чувства;
- настроения.
Собственно эмоция - это переживание какого-либо чувства по поводу события свершившегося, вероятного или вспоминаемого.
Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
Чувства - устойчивые психические состояния, имеющие чётко выраженный предметный характер.
Настроение - длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека






