Христианизация венгров и венгерское раннефеодальное государство (ХI−XIII вв. )

2. Христианизация венгров и венгерское раннефеодальное государство (ХI−XIII вв.).

Процесс оформления феодальных отношений у мадьяр характеризует эпоху до начала XII в. (1100 г.). Наряду с ростом имущественной дифференциации и выделением родоплеменной знати этот процесс был обусловлен походами венгерских отрядов в страны Центральной и Западной Европы, а также на Балканы в первой половине X в. Захваченная добыча обогащала родоплеменную верхушку, составившую несколько позже основу класса феодалов. Определенное влияние на трансформацию хозяйственно-культурного типа и этносоциального организма мадьяр оказало проживавшее вместе с мадьярами славяноязычное население (в современном мадьярском разговорном языке бытуют 550 славянских заимствований).

  Во второй половине X в. появляются очаги государственности, которую возглавляют представители мадьярской знати Геза, Коппань, Дюла, Айтонь. К этому же времени относится и начало христианизации мадьяр византийскими и западноевропейскими миссионерами. Самым сильным владетелем у венгров был Геза из рода Арпадов, он владел частью Задунавья в 970—997 гг. Стремясь к упрочению власти, он установил мирные отношения с германским императором Оттоном I, принял христианство, пригласил западноевропейских священников и взял на службу немецких рыцарей. Крестил он и своего сына, получившего имя Иштван. Принятием христианства Геза преследовал политические цели: он хотелутвердить статус Венгрии как равноправного члена христианского содружества народов.

Его сын Иштван присоединил к своим владениям земли другого венгерского владетеля — Коппаня. Будучи самым сильным владетелем, Иштван I добился получения короны от папы римского и 1 января 1001 г. стал королем Венгрии — главой независимого феодального государства. После коронации с согласия Папы в Венгрии было создано архиепископство, которое обосновалось в Эстергоме – древней венгерской столице. Так Иштван создал органы церковной власти. Секешфехервар же был избран Иштваном в качестве личной резиденции и стал городом традиционной коронации венгерских королей. При Иштване I (1001-1038 гг.) получили широкое развитие церковное землевладение (из королевских пожалований), король декретировал обязательность исполнения христианских обрядов, содержания населением церковников (на каждые 10 сел должна была быть построена приходская церковь).

В самом начале правления Иштван I распространил свою власть на Трансильванию и бассейн реки Марош — области венгерских владетелей Дюлы и Айтона. В ходе борьбы с ними Иштван расширил королевский домен, которые являлись источником военного и финансового могущества королей. Административными единицами домена были замковые округа (комитаты, медье), центрами последних стали королевские замки-крепости. Так родоплеменные связи были заменены отношениями социально-территориальными. Управляющий замковым округом — ишпан — был служащим короля из числа его вассалов.

Средством распространения и оформления феодальных отношений и христианизации населения служили законы Иштвана I, которые заложили основы частного феодального землевладения, проведя различие между родовой собственностью и имениями и закрепив за свободными землевладельцами право передачи собственности по завещанию и по наследству. Уточнил и расширил эти законы король Ласло I Святой (1077-1095 гг.)

Первоначально владения светских и церковных феодалов были населены свободными общинниками.  В течение XI в. завершилось превращение основной массы свободных общинников в феодально зависимых крестьян, которые в зависимости от феодала несли разные повинности: барщину или оброк.Ответом свободных общинников на закрепощение и декретированную христианизацию явились крестьянские восстания 1046 и 1061 гг. Требованиями восставших были восстановление дофеодальных порядков и язычества. В целом, к концу XIII в. единого в правовом отношении класса феодально зависимого крестьянства. Произошла унификация крестьянских повинностей, в общей массе которых преобладала продуктовая рента. Все слои единого класса феодально зависимого крестьянства к концу XIII в. имели право свободного перехода.  

К середине XIII в. завершилось складывание и оформление прав и привилегий класса феодалов. Во второй половине XII в., особенно в период правления Белы III (1173—1196 гг.), сохранился и расширился королевский домен. На королевском домене располагались места сбора пошлин. Доходы короля от этих пошлин назывались «регалии». Король обладал исключительным правом чеканки монеты и продажи соли, что также приносило немалый доход.

Начало юридического закрепления позиций прелатов связывают с «Церковными установлениями» короля Иштвана III (1162—1172 гг.) — грамотой, адресованной архиепископам эстергомскому и калочскому, которая содержала обещание не назначать епископов без согласия папы римского и не претендовать на владения епископий.  Консолидировалась и родовая аристократия.

Одновременно с выделением родовой аристократии консолидируется и слой мелких землевладельцев. Это королевские вассалы, обязанные военной службой королю. От родовой аристократии их отличали меньшая величина владений, ограниченные возможности в передаче земли по наследству. Данные «королевские слуги» составляли основу войска короля. Увеличение численности мелких «королевских слуг» привело к росту мощи королевского войска: во второй половине XII в. венгерский король правитель имел в своем распоряжении 40—50 тыс. воинов.

 В годы правления королей Имре (1196—1204 гг.) и Эндре II (1205—1235 гг.) начали в полной мере сказываться результаты консолидации отдельных групп класса феодалов: они  заявили претензии на часть экономической и политической мощи королей.

Церковные феодалы добивались от правителей пожалования им имений, а от частных землевладельцев пожертвований, постепенно они овладели и некоторыми местами сбора пошлин. В 1231 г. прелаты добились Золотой буллы, в которой отсутствовали пункты, ущемлявшие их интересы, и были закреплены такие привилегии духовенства.  Правитель признал за архиепископом эстергомским право отлучать от церкви королей и их потомков в случае нарушения ими постановлений буллы.

Крупные светские феодалы также требовали земельные владения короля и права на источники его доходов. О давлении с их стороны можно судить по уменьшению домена в результате пожалований светским магнатам. Начался процесс распада королевского домена.

Золотые Буллы Эндре II зафиксировали привилегии различных cлоев господствующего класса. По отношению к мелким и средним феодалам королевская власть обязывалась платить «королевским слугам» за их участие в заграничных походах, ограждать деревни мелких феодалов от произвола магнатов.  Дворянство боролось за право избирать на должность ишпана своих представителей. Дворяне избирали также дворянских судей и присяжных. Важные вопросы управления и судопроизводства решались общим собранием дворян комитата (комитатское собрание), которое избирало делегатов («послов») на Государственное собрание (отсюда и название «собрание»), представлявшее общие интересы феодалов королевства.

 Для восполнения утраченных источников доходов короли пытались приобрести новые источники, но не внутри страны, а за ее пределами. Этой цели служили, в частности, их попытки подчинить своей власти Галицко-Волынское княжество.

 С самого начала существования королевства Венгрия ему пришлось вести долгую и упорную борьбу с Германской империей. Благодаря добрососедским отношениям с Древнерусским государством (Киевской Русью) королевство Венгрия имело спокойную восточную границу.  Правители обоих государств заключали династические браки.  

Весной 1091 г. Ласло I (1077—1095 гг.) установил свою власть над приморской Хорватией (в документах королевства Венгрия она называлась Славония), а в 1105 г. Кальман (1095—1116 гг.) завершил подчинение Хорватии. Ее феодалы признали сюзеренитет короля Венгрии, который весной 1102 г. был коронован королем хорватов, и согласились с личной унией королевства Венгрия и Хорватия.

Тяжелое испытание выпало на долю народов Венгрии в годы монголо-татарского нашествия. В марте 1241 г. монголо-татары вторглись в королевство Венгрия. Главную колонну возглавлял хан Батый. В результате засилья магнатов и сокращения королевского домена король Бела IV (1235—1270 гг.) не располагал достаточными для отпора врагу военными силами. Собранное им войско было разбито. По оценкам исследователей, население королевства в результате нашествия, голода и эпидемий сократилось с 2 млн до 1 млн человек.

Ко времени своего прихода в Среднее Подунавье мадьяры имели материальную культуру, характерную для полукочевнического хозяйственно-культурного типа. Переход к оседлости, развитие и оформление классовых отношений, образование и укрепление феодального государства, христианизация — всё это привело к формированию культуры того типа, который был характерен для других этнических общностей восточной части Центральной Европы.

Зимние стоянки полукочевников превратились в постоянные поселения — деревни. Полуземлянки стали основным типом жилища. Шатры использовались лишь летом. Переход к земледелию как главному занятию изменил характер пищи: наряду с мясо-молочными продуктами, которые долго преобладали в рационе, все большее место начали занимать злаки.

Сформировалась культура господствующего класса, решающую роль в ее развитии сыграло влияние центрально- и западноевропейской культуры. В XI—XII вв. королевские замки, жилища (усадьбы) короля и магнатов, монастыри, деревенские храмы строились из дерева. В первой половине XIII в. были построены три сохранившихся до наших дней каменных храма (позднероманского стиля).

 Принятие христианства в его западноримской форме, требовавшей исполнения обрядов по-латыни, составления и чтения латинских текстов, надолго обусловило превращение латыни в официальный язык государства, язык письменности и литературы Венгрии. До христианизации венгры пользовались рунической письменностью.

  Школьное дело в эпоху феодализма являлось монополией церкви, занимавшейся в первую очередь подготовкой священников. В Тиханьском аббатстве, основанной в 1055 г., сохранилась учредительная грамота о его основании, где в латинском тексте встречаются венгерские слова – древнейший письменной памятник венгерского языка. Большинство сочинений авторов XI—XV вв. сохранилось в копиях, исполненных в составе рукописных книг — кодексов. Изготовление кодексов было искусством, развитие которого характеризует одну из сторон средневековой культуры до начала книгопечатания.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: