Реформация в Венгрии

4. Реформация в Венгрии.

Распространение реформационных идей на территории всего королевства Венгрия началось еще до битвы при Мохаче, но с особой силой стали распространяться только после потери независимости.  В Венгерском королевстве католическая церковь пользовалась особыми привилегиями. Прелаты церкви возглавляли центральные политические государственные учреждения; они вместе со светскими магнатами заседали в верхней палате государственного собрания. Ко времени реформации в руках церкви были сосредоточены огромные земельные владения и другие материальные ценности. Несметные богатства католической церкви, праздность духовенства, наконец, политическое могущество прелатов вызывали ненависть крестьян и горожан и зависть дворянства. Поэтому идеи Лютера, Цвингли, Кальвина и других реформаторов нашли в Венгрии благоприятную почву.

Самым первым в Венгрию попало лютеранство. Сперва лютеранство было воспринято немецкими бюргерами и торговцами, но скоро оно стало быстро распространяться среди венгерского и словацкого населения городов. Параллельно с распространением лютеранство шал и борьба против него: боясь немецкого влияния, в 1525 г. Государственное собрание приняло закон об изгнании из страны и истреблении лютеран.

Широкий размах Реформация получила после того, как к ней примкнули магнаты и дворяне, понявшие, что идеи Реформации не угрожают их классовым интересам и сулят немало выгод. Феодалы использовали Реформацию для захвата церковных земель и для подчинения себе церкви. Используя право патроната, они навязывали новую веру своим крепостным.

Отношения между церковью и государством в разных частях Венгрии (габсбургской, османской Венгрии и Трансильванском княжестве) складывались по-разному. Турки благосклонно относились к Реформации, так как видели в ней один из инструментов борьбы с Габсбургами, поэтому Реформация беспрепятственно распространялась на оккупированных османами территориях. В габсбургской Венгрии протестантские церкви на протяжении XVI в. не были признаны официально, хотя власти были вынуждены мириться с ними. Наибольшее разнообразие течений и веротерпимость проявилось Трансильвании, в которой была наиболее спокойная обстановка.

Сначала среди саксонских городов распространилось лютеранство. Его сторонники пытались помешать утверждению других направлений Реформации в Трансильвании, где начиная с 1542 г. не было католического епископа. Вскоре борьба развернулась между лютеранами и сакраментариями, как именовались последователи Генриха Буллингера, пытавшегося согласовать и объединить цвинглианство и кальвинизм — немецко-швейцарское и французское реформационные учения, выражавшие в странах Западной Европы интересы горожан.Но уже в 1564 г. Государственное собрание Трансильвании вынесло исторически важное решение о равноправии лютеранства и учения сакраментариев. Каждая городская и сельская община по своему усмотрению могла решать, представителя какого направления она будет содержать в качестве проповедника. Сосуществование и даже сотрудничество конкурирующих течений Реформации объясняются тем, что и лютеране и сакраментарии исходили из признания незыблемости феодального строя, отличаясь друг от друга лишь обрядовой стороной учений.

Вскоре заявило о своем существовании новое реформационное учение — антитринитаризм. Его сторонники называли себя антитринитариями, арианами, унитариями. Они отрицали божественность Христа и святого духа, выражали сомнение относительно бессмертия души, клеймили богатство и призывали к неповиновению властям. Идеи антитринитаризма в Трансильвании проводил Ференц Давид.  

В 1568 г. в Трансильвании принят Закон о веротерпимости, который признавал за каждым право на выбор вероисповедания, которых признавалось четыре: Римская католическая церковь, Лютеранство, Кальвинизм, Унитаризм. В княжестве установилась свобода вероисповеданий, не известная в таком широком понимании ни одной другой стране Европы XVI в. Вместе с тем господствующий класс признавал свободу исповедания лишь тех учений, которые исходили из признания существующего строя.

Народную реформацию представляли анабаптисты. Анабаптисты выдвигали идеи социального равенства, братства и вечного мира, которое бог должен принести на землю, поэтому анабаптизм и получил распространении среди низких слоев населения и поэтому против него выступал господствующий класс.

Самое большое распространение получило швейцарское направление кальвинизма. Кальвинизм не был монолитным течением. С самого начала в нем стали проявляться противоречия, отражавшие интересы различных общественных классов. Часть проповедников-кальвинистов стремилась приспособить Реформацию к интересам дворянства и консервативного бюргерства, добивавшихся участия в разделе церковного имущества; другая часть отражала настроения более демократических слоев бюргерства. Эти проповедники обличали пороки феодального строя и ратовали за социальную справедливость, ликвидацию церковной иерархии и демократизацию церкви. Однако к концу 60-х гг. XVI в. и лютеране, и кальвинисты стали послушным орудием в руках господствующего класса. Основателем кальвинистского движения в Венгрии можно считать Матьяша Биро. Основополагающим для кальвинистского течения в Венгрии стал Дебреценский синод, а город Дебрецен и сейчас является кальвинисткой «столицей» Венгрии.

Беспрепятственное распространение реформатских учений на оккупированных Османской империей территориях привело к тому, что к концу XVI в. 95 % венгров были протестантами, в основном кальвинистами.  Протестантские движения подхлестнули развитие культуры в стране. Стали открываться школы и университеты, в частности в 1538 г. был основан Дебреценский университет, на сегодняшний день один из старейших и лучших университетов Европы. В 1590 г. Карои Гаспар впервые перевел на венгерский язык Библию, а в 1606 г. Альбертом Молнаром на венгерский были переведены Псалтырь и Катехизис.

Габсбурги вели борьбу с реформацией; их репрессии против реформаторов особенно усилились, когда императором стал Рудольф II (1576-1612). Он приступил к реставрации господства католической церкви в венгерских владениях. Для борьбы с протестантами Рудольф и его преемники использовали все средства – армию, государственный аппарат и иезуитов. Широкие возможности для контрреформации представились в период 15-летней войны (1591-1606), когда в Венгрию и Трансильванию под предлогом войны с турками была введена крупная императорская армия.  По указанию Рудольфа австрийские войска всячески содействовали иезуитам в насильственном возвращении протестантов к католицизму.  

Решающих успехов достигла контрреформация в первой половине XVII в., когда поход против протестантов возглавил иезуит, эстергомский архиепископ Петер Пазмань. За короткое время Пазмань добился того, что большинство крупных земельных магнатов порвало с протестантизмом и вернулось в лоно католической церкви. Установленный Аугсбургским религиозным миром принцип cujus regio ejus religio (чья страна, того и вера) истолковывался Пазманем в том духе, что переходившие в католицизм магнаты и дворяне должны насильственно сделать всех своих крестьян католиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: