Поисковый этап. Золото сарматов (историческая справка)

1 ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

    Ранний железный век является ярким периодом древней истории степной полосы Евразии. В первую очередь это нашло отражение в уникальных археологических памятниках – курганах и курганных могильниках [1]. Захоронения кочевой знати сопровождалось пышным погребальным церемониалом, богатейшими пожертвованиями – забитыми верховыми лошадьми, оружием и конским снаряжением, украшениями, предметами туалета, посудой. Значительное место среди них занимали ювелирные изделия, выполненные из драгоценных металлов в так называемом зверином стиле. Мировую известность получили знаменитые погребальные сооружения скифов и саков в Причерноморье, на Алтае, в Казахстане. Своего рода связующим звеном между Западом и Востоком явились Филипповские курганы, воздвигнутые в центре степного кочевого мира, в междуречье Волги и Урала.

    Курганы расположены в открытой степи на левом берегу реки Урал в 100 км к западу от города Оренбург. Могильник насчитывал двадцать пять земляных курганов различных размеров, высотой от полуметра до семи метров. В течение пяти полевых сезонов – 1986-1990 годов – экспедицией Института истории, языка и литературы УНЦ РАН под руководством заведующего отделом археологии, кандидата исторических наук А.Х. Пшеничнюка было раскопано семнадцать курганов, давших очень богатый и разнообразный материал по истории, культуре и искусству древних кочевников Южного Урала (см. рисунок 2).

Рис. 2 – Раскопки на Царском кургане возле села Филипповка

    Самым примечательным оказался центральный курган №1. Его диаметр составил 120 м, высота более 7 м. Обнаруженное в кургане захоронение прославило Филипповку на весь мир. В двух неповрежденных тайниках и во входном коридоре в погребальную камеру было обнаружено большое количество вещей, характеризующих хозяйство, быт, культуру и искусство древних кочевников. Самой яркой и характерной особенностью находок является изображение множества животных. Однако ведущее место среди всех изображений занимает олень.

    Наибольший интерес представляют двадцать шесть скульптур оленей. Скульптуры изготовлены из дерева и обиты золотыми и серебряными листами (см. рисунок 3). Представлены они двумя типами: одноплоскостные (16 экз.), у которых рога и туловище выполнены в одной плоскости (см. рисунок 4), и двухплоскостные (10 экз.), у которых рога крепятся перпендикулярно туловищу (см. рисунок 5). Размеры скульптур – высота 40-50 см, размах рогов 20-25 см.

Рис. 3 – Обивка деревянных скульптур золотыми пластинами

    Олени стоят в спокойной позе с поднятой головой. В аналогичной позе изображены олени на ряде оковок стенок деревянных сосудов. Довольно часты парные изображения оленей: головой к голове, головами в противоположные стороны, идущие друг за другом. Для всех оленей характерен акцент на изображение рогов. Зачастую рога занимают больщую площадь, чем изображение самой фигуры оленя.

Рис. 4 – Скульптуры одноплоскостных оленей

    Судя по многочисленным находкам, олень был одним из самых высокопочитаемых (священных) животных в среде ранних кочевников Южного Урала. Допустима версия, что древние кочевники считали оленя тотемом, воспринимая его как прародителя или далекого предка: ему поклонялись, его изображали на многих предметах.

Рис. 5 – Скульптура двухплоскостного оленя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: