Основные методы исследования. психического развития детей

§ 2. Основные методы исследования

психического развития детей

При изучении развития психики ребенка в основном применяются те же методы, которые использует и общая психология, — это наблюдение и эксперимент. Однако эти методы в детской психологии приобретают некоторые специфические особенности. Такой широко применяемый в детской психологии метод исследования, как наблюдение, должен удовлетворять ряду требований.

Во-первых, до начала наблюдения нужно четко сформулировать его цель, т. е. определить, какие именно стороны деятельности или поведения детей следует наблюдать. Наблюдение за поведением в целом очень трудно, почти невозможно. Поэтому без ясной цели, поставленной перед наблюдением, все исследование становится отрывочным, случайным, путаным.

Во-вторых, наблюдение должно быть объективным. Ошибка недостаточно опытного наблюдателя обычно состоит в том, что объективная фиксация наблюдаемого процесса подменяется необоснованным толкованием субъективных состояний ребенка.

В-третьих, наблюдение должно проводиться систематически, без больших перерывов, ибо только так можно получить данные, характеризующие именно процесс развития, а не отдельные состояния ребенка.

В-четвертых, наблюдение нужно проводить таким образом, чтобы ребенок о нем не знал. Если он замечает, что за ним наблюдают, то это может коренным образом изменить всю картину его поведения, которое из естественного и непринужденного становится нарочитым и искусственным.

В-пятых, наблюдение позволяет собрать полноценные материалы только тогда, когда исследователь владеет техникой достаточно быстрой записи (фиксации) наблюдаемых фактов.

Метод наблюдения имеет свои недочеты, в частности невозможность повторно воспроизводить с достаточной точностью условия, в которых наблюдался тот или иной процесс, невозможность варьировать условия протекания наблюдаемого явления. Это в значительной степени ограничивает возможности применения наблюдения как метода психологического исследования.

Основным методом изучения психического развития ребенка является эксперимент. Именно этот метод позволяет изменить условия протекания психических процессов, дает возможность вычленять отдельные его элементы и подвергать их более детальному анализу.

Применение эксперимента к исследованию детей имеет свои особенности. Прежде всего экспериментирование с детьми связано с существенными трудностями, так как при включении ребенка в экспериментальную ситуацию его поведение может приобрести черты, которые не свойственны ему в естественных условиях. Особенно это относится к изучению таких видов деятельности, как, например, игра. Экспериментальное исследование игры затруднено тем, что при вмешательстве со стороны взрослых она теряет присущие ей специфические черты, превращаясь лишь в своеобразные занятия со взрослым-экспериментатором. То же следует сказать и о других видах деятельности ребенка (изобразительная и конструктивная деятельность, учение и т. д.).

А. Ф. Лазурским [111] был разработан метод естественного эксперимента, при котором деятельность ребенка и условия ее протекания остаются по возможности естественными, т. е. такими, какими они являются в жизни. Задача экспериментатора состоит в том, чтобы, целенаправленно изменяя естественное поведение ребенка, вскрыть психологические особенности его протекания. Например, вместо искусственного эксперимента по исследованию

памяти дошкольников можно организовать такую игру, естественное и непринужденное участие в которой требует от ребенка запоминания и воспроизведения ряда слов (такая ситуация была создана в исследовании З. М. Истоминой, когда детям давалось в игре поручение «купить» разные предметы в «магазине»). В школьном возрасте исследование памяти может быть проведено в форме урока, на котором запоминание и воспроизведение какого-либо особого материала будет естественно входить в обычную учебную работу школьников.

В отечественной детской психологии исследователи при проведении экспериментов стремятся к тому, чтобы их условия по возможности наиболее соответствовали условиям естественного протекания изучаемых форм деятельности ребенка того или иного возраста.

При проведении экспериментов с детьми особо стоит вопрос о степени надежности получаемых фактов. Дело в том, что психологический эксперимент часто связан с решением испытуемым той или иной задачи, предлагаемой экспериментатором. Взрослые испытуемые в большинстве случаев правильно понимают и принимают эту задачу. Иначе ведут себя дети. Как показало специальное исследование В. И. Ленина [10], существенным условием эксперимента с детьми являются отношения, которые в ходе его возникают между взрослым-экспериментатором и ребенком-испытуемым, а также отношение ребенка к самой задаче, мотивы его действий при ее решении. Так, в этом исследовании было обнаружено, что одна и та же задача решалась младшими детьми и не решалась более старшими только потому, что старшие дети единственно возможный способ решения считали слишком простым и легким, не выявляющим их умений, ловкости и сообразительности. В силу этого дети не применяли его, а пускались в поиски других, более сложных способов и не решали задачу даже тогда, когда им давали подсказку. На основании этого исследования В. И. Ленин пришел к правильному выводу о том, что анализ внутренних, психологических условий эксперимента имеет решающее значение для установления степени надежности получаемых данных.

В последнее время в детской психологии разрабатываются новые экспериментальные приемы изучения психического развития детей. Их особенность состоит в том, что экспериментатор специально создает условия, приводящие к возникновению новых психических качеств или к изменению старых, специально организует процесс приобретения детьми новых знаний, умений и навыков. В ходе таких экспериментов изучаются адекватные условия самого процесса формирования психики ребенка. Тем самым эксперимент создает как бы модель реального процесса воспитания и обучения ребенка. Такому виду эксперимента, несомненно, принадлежит будущее, так как он не только позволяет устанавливать

наличие тех или иных особенностей поведения и психики ребенка, но и показывает сам процесс их формирования.

Для создания максимально благоприятных условий экспериментирования и наблюдения за детьми, а также в целях более тщательной фиксации экспериментальных данных в современной детской психологии применяется ряд приспособлений и аппаратов. Речь ребенка чаще всего записывается посредством магнитофона; движения, жесты детей фиксируются киноаппаратом. Все это позволяет уловить и сохранить для последующего анализа такие детали поведения, которые при простом наблюдении могут ускользнуть (например, интонация речи, изменение мимики, характер мелких движений рук или глаз и т. п.). Наблюдения за обычным поведением ребенка или за выполнением им экспериментального задания проводятся часто через телевизионную установку или через полупрозрачный зеркальный экран. Эти приспособления обеспечивают определенную изоляцию испытуемого от экспериментатора, а тем самым и более естественные условия для поведения ребенка.

Часть II

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА

Глава III


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: