Определите, какие признаки лежат в основе переносного, синтаксически обусловленного значения следующих слов

8. Определите, какие признаки лежат в основе переносного, синтаксически обусловленного значения следующих слов.

Ишак, медведь, орёл, попугай, ворона, свинья, тюлень, петух, заяц, обезьяна, щенок, морж; кремень, пышка, порох, тряпка, дуб, шляпа, трещотка.

9. Определите, от каких конкретно факторов зависит лексическая валентность выделенных слов: от подлежащего, обозначающего лицо – нелицо, от наличия – отсутствия прямого или косвенного дополнения, их лексического наполнения. (Под валентностью понимается семантический потенциал слова, способный реализоваться в определенных значениях в словосочетаниях, предложениях, когда слово вступает в те или иные отношения с другими словами).

Противоположные чувства наполнили душу его (А. С. Пушкин); Выстрел раздался, дым наполнил комнату (М. Лермонтов); Он наполнил огромную кружку вином (М. Н. Загоскин); Радость наполнила его сердце (Ф. М. Достоевский).

Если бы я не поддержал его, он упал бы навзничь и больно расшиб голову (Ф. Гладков); Крышу поддерживает ряд простых четырёхугольных деревянных столбов (И. А. Гончаров); Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший (И. С. Тургенев); Городские хозяйки изо всех сил поддерживали чистоту в домах (К. Г. Паустовский).

Отелло любит и ревнует гораздо сильнее дюжинных людей
(Н. Г. Чернышевский); А ты меня ревнуешь к этим мыслям (А. Ф. Писемский); Вы… ревнивец! Вы адски ревнуете Ганю к известной гордой девице! (Ф. М. Достоевский); Ещё и то заметь, чтобы любить её, а ревновать не сметь (И. А. Крылов).

10. Проанализируйте случаи лексических речевых ошибок из работ учащихся и оцените различные типы лексических значений с точки зрения трудности речевого употребления и построения контекста. (Задание выполняйте с толковым словарём).

Он ещё находился в глубоком детстве, чтобы принимать самостоятельные решения. Ребята выбегают из классов радостные, с весёлыми криками и шутками на устах. Мересьев от боли потерял чувство. По нашей стране бегут полноводные реки. На правом фланге картины была изображена женщина. Студенческий отряд явился зачинщиком многих культурных мероприятий. Искусство рассчитано на субъективные восприятия и понимания.

11. Выявите основное лексическое значение и лексико-семантические варианты выделенных слов. (Сверьтесь с толковыми словарями).

И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле (М. Лермонтов). Поле под паром. Ледяное поле стадиона. По жёлтому полю обоев синие полоски. Тетрадь с полями. Электромагнитное поле. Широкое поле деятельности.

Беда висит над головой. Пиджак на тебе висит. Зеркало висит в коридоре. Лампа висит над столом.

Прикрыть пустоту содержания громкими словами. Громкий разговор. Громкая слава.

Немногие доходили до Северного полюса. Оттуда письма доходят на третий день. Степь доходит до Чёрного моря. Его игра не доходит до зрителя. Печка плохая, пирог не доходит. Часто дело доходило до слез.

Человек!… Это звучит гордо! (М. Горький); Голос звучит прекрасно. В лесу неумолкаемо звучали сотни топоров (Л. Толстой); Звучал мне долго голос нежный (А. С. Пушкин); Это утверждение звучит совсем не по-комсомольски.

Красный командир. Красные от холода руки. Красный отблеск заката. Красная изба. Красный уголок. Красный крест. Красная площадь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: