Литература. Тексты. Исследования. Практическое занятие. Художественное своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного»

Литература

Тексты

Библиотека литературы Древней Руси: в 20 т. [Электронный ресурс]. СПб., 1997-2020. Т.9. Режим доступа: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-5116 («Повесть о Петре и Февронии Муромских»); Т.15. С.128-135 http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/BLDR/Vol.%2015/13-.pdf (Повесть о Тверском Отроче монастыре).

Памятники литературы Древней Руси: в 12 вып. М., 1978-1994. Вып. 6. Конец XV - первая половина XVI вв. С. 626-647 (Повесть о Петре и Февронии); Вып. 10. С.112-121 (Повесть о Тверском Отроче монастыре).

Хрестоматия по древнерусской литературе / сост. М.Е.Федорова, Т.А.Сумникова. М., 1974. С. 125-135 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

 

Исследования

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы (любое издание).

2. История русской литературы: в 4 т. [Электронный ресурс]. Л., 1980-1983. Т.1. С. 211-213, 267-271. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-1852.htm, С. 341-342. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl1/rl1-2912.htm

3. Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975. С. 273-277, 297-307. (М., 1980. С.292-299, 330-341).

4. Древнерусская литература / под ред. В.И.Коровина. М., 2003. С.293-300

5. Дмитриева Р. П. О структуре «Повести о Петре и Февронии». «Повесть о Петре и Февронии» и фольклорные рассказы о крестьянке Февронии // Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1982. С.6-50, 95-118.

6. Скрипиль М. О. «Повесть о Петре и Февронии» в ее отношении к русской сказке [Электронный ресурс] // ТОДРЛ. М., Л., 1949. Т.7. C.131-167. Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/todrl/t07/t07-131.htm.


Практическое занятие

Художественное своеобразие «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного»

Задание

1. Подготовить ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.

2. Законспектировать статью Д.С.Лихачева «Сочинения протопопа Аввакума» из книги «Великое наследие».

Вопросы для обсуждения

1. Раскол в Русской православной церкви второй половины XVII века (отметить, в чем состояла сущность раскола в русской церкви XVII века: каковы были причины раскола, что отстаивали «никониане» и старообрядцы, что защищал и против чего выступал Аввакум).

2. Время и место написания «Жития…» (отметить по научным и учебным источникам, когда и где было написано «Житие…»; указать, каковы были причины обращения Аввакума к жанру жития).

3. Сюжетно-композиционная организация произведения (назвать основные структурные части; отметить, какие факты своей биографии описывает Аввакум. Как в образе главного героя объединяются высокое, героическое начало с обычным, человеческим, земным и даже грешным – приведите примеры из текста).

4. Формы психологизма (В.Е.Гусев утверждает, что «Житие Аввакума» – это первый опыт психологического автопортрета в древнерусской литературе». Насколько верно такое утверждение? Обоснуйте свою точку зрения, подкрепите ее примерами из произведения).

5. Система образов (опишите тех, кто противостоит протопопу и кто выступает на его стороне; проанализируйте основные способы создания образов близких людей, сподвижников и врагов Аввакума (например, Анастасии Марковны, с одной стороны, и воеводы Пашкова, Никона – с другой).

6. Жанровые особенности «Жития…»: традиционное и новаторское в произведении (обратить внимание при определении новаторства автора на следующее: «многонаселенность» жития; тесная связь жизни героев произведения с окружающей их исторической обстановкой; объективное изображение жизни во всей ее противоречивости, когда рядом могут соседствовать трагическое и комическое; «бытопись» в произведении, изображение природы Аввакумом; особенность изображения пространства и времени (проанализировать точку зрения Д.С.Лихачева, согласно которой, – в произведении Аввакума нет традиционного для Древней Руси монументального взгляда на мир. Конкретика изображения жизни у Аввакума); своеобразие языка Аввакума (как автор сам называет свою речь в предисловии? Отметить интонационное богатство речи, полемичность, эмоциональность, искренность. Как сочетаются церковнославянские элементы с разговорным языком демократического населения Руси XVII века?) Как наполняется религиозная символика конкретным содержанием, как преодолевается ее абстрактность – «обытовление» чудесного в житии).

Как определить жанр произведения? (В.Е.Гусев находит в произведении Аввакума черты романного жанра, А.Н.Робинсон рассматривает житие как «исповедь-проповедь». Как определяет жанр В.В.Кусков?)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: