Практическое занятие. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси

Практическое занятие

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси

Задание

  1. Прочитать и принести на практическое занятие тексты переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского.
  2. Подготовить письменные ответы на вопросы, предложенные для обсуждения на практическом занятии.
  3. Индивидуальный доклад: Личность Ивана Грозного в оценке историков.

Вопросы для обсуждения

  1. Общественно-политическая обстановка на Руси во второй половине XVI в. (борьба боярства и великокняжеской власти за свои права и привилегии; история взаимоотношений между Иваном Грозным и Андреем Курбским, причины возникновения переписки).
  2. Вопросы политической жизни, отраженные в переписке (отметить взгляды царя и Андрея Курбского на характер рыцарской власти, взаимоотношения государства и подданных, значение в общественной жизни воевод и бояр, долг царя перед народом и государством). Нравственный аспект проблем, решаемых в посланиях.
  3. Категория стиля в древнерусской литературе (указать, что сдерживало развитие индивидуально-авторского стиля и что способствовало его формированию; отметить, как общественная и литературная обстановка XVI в. отразилась на развитии стиля Ивана Грозного; охарактеризовать проблему подлинности произведений Грозного).
  4. Поэтика сочинений Грозного и Курбского:

- соотношение художественного и документального, автобиографического, русского и иноземного, традиционного и нового в сочинениях писателей;

- «кусательный» стиль Грозного и «широковещательный» стиль Курбского (причины такой характеристики особенностей сочинений, стилистические черты, соотношение с литературным этикетом, драматизация, значение бытовых и психологических реалий, сюжетно-организованных отрывков, приемы ритмической организации, скрытый диалог, логические доказательства, несобственно прямая речь, ироничные вопросы и восклицания, динамизм и экспрессия языковых средств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: