Федор михайлович Достоевский (1821 – 1881)

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

 

Обязательное для прочтения произведение – Преступление и наказание.

 

Задание. Прослушайте лекцию и прочитайте статью, посвященную творчеству                        Ф.М. Достоевского. Используя данный материал, составьте хронологическую таблицу, содержащую сведения об основных этапах жизненного и творческого пути Достоевского и комментарии к ней. На основании созданной таблицы дайте письменный ответ на вопрос, как происходило изменение мировоззрения писателя.

                     …Человек, который весь борьба.

                                    Л.Н. Толстой

 

                    … Жестокий талант

                             Н.К.Михайловский

 

Ф.М.Достоевский – величайший русский писатель, художник-реалист, поборник идей гуманизма и справедливости. В творчестве Достоевского поставлены самые острые и сложные проблемы, волновавшие общество 60-70-х годов. Опираясь на традиции предшествующей русской литературы, Достоевский создает новый художественный метод изображения человека, в основе которого лежит «диалектика мысли». Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека.

 

Родился 30 октября (ст. стиля) 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Воспитание в семье было религиозным и патриархальным. Отец готовил детей к жизни в труде и смирении. В семье была заложена любовь к чтению – читали Библию и русских писателей (кумир – Пушкин). В 1837 году умирает мать.

 После смерти матери отец устраивает Ф. М. Достоевского на учебу за казенный счет в Главное инженерное училище в Петербурге (1838 – 1843). В училище основные силы отдает изучению литературы, много читает, открывает для себя зарубежных писателей, увлекается Бальзаком, в творчестве которого его привлекает социально-психологический анализ. Мечтает посвятить себя писательству, профессия военного инженера его не интересует. Брату, который в письме упрекал его за плохую учебу, Достоевский отвечает: «Учиться, что значит человек и жизнь – в этом довольно успеваю я, учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно. Я в себе уверен. Человек есть тайна, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Окончив в 1843 году Инженерное училище, поступает на службу чертежником в инженерный департамент, однако через год выходит в отставку, чтобы посвятить себя литературному труду. Первым опубликованным произведением становится перевод романа Бальзака «Евгения Гранде», который был опубликован в 1844.

 В 1845 году Достоевский знакомится с Некрасовым и Белинским. Испытывает сильное воздействие демократических общественных идей Белинского.

В 1846 году в 2Петербургском сборнике» Некрасова выходит первый роман Достоевского «Бедные люди». Произведение тесно связано с традициями литературы натуральной школы своей проблематикой, интересом к бытовым и социальным противоречиям, сочувственным отношением к «маленькому человеку».  

В Достоевском увидели продолжателя традиций Гоголя. Однако в отличие от Гоголя, изображавшего только социальную униженность и обреченность «маленького человека» (Акакий Акакиевич «Шинель»), Достоевский стремиться показать сложный духовный мир своего героя. Они задумываются о своем положении в обществе, пытаются осмыслить окружающую действительность и найти выход из своего трагического положения, хотя и не находят. Уже в первом романе звучит мотив «униженных и оскорбленных», который станет ведущей темой многих последующих произведений. За «Бедными людьми» идет цикл произведений, посвященный разным слоям Петербурга «Двойник», «Господин Прохарчин», повести о мечтателях «Неточка Незванова», «Белые ночи». 

В 1847- 1849 годах Достоевский становится участником кружка М.В.Петрашевского. На заседаниях у Петрашевского обсуждались острые вопросы русской жизни, идеи утопического социализма, ставился вопрос об изменении политического устройства в России. Сострадание к положению униженного и оскорбленного маленького человека приводит к признанию возможности преобразования общества насильственным (революционным) путем. В апреле 1849 Достоевский вместе с другими участниками кружка был арестован и после 9 месяцев заключения в Петропавловской крепости приговорен к смертной казни. В последние минуты перед исполнением приговора арестантам сообщили о милости царя. Для Достоевского смертный приговор был заменен на 4 года каторжных работ, а после их окончания - вечную службу в солдатах.

Ожидание казни приводит к изменению в сознании Достоевского. Он остро ощущает ценность жизни и бесчеловечность любого насилия над жизнь человека. Революционные идеи открывают ему свое жестокость.

Пребывание на каторге в Омском остроге (1850-1854) завершает идейный переворот. На каторге Достоевский близко знакомится с представителями народных масс и понимает, что народ не верит интеллигенции. В стремлении дворян к революционному изменению жизни массы видят желание не облегчить их страдания, а возможность самим революционерам получить власть. На каторге усиливается религиозность Достоевского, увлеченность идеями страдания и смирения. Он приходит к выводу, что противоречия в жизни объясняются не только социальными причинами, но и вечной борьбой в душе человека добра и зла. Поэтому революционные преобразования не только не разрешат проблем русской жизни, но и усугубят их. Интеллигенции нужно учиться у простых людей не бунтовать против страдания. В эти годы Достоевскому запрещено писать.

1854-59 годы проводит в Семипалатинске, где сначала нес солдатскую службу, а после смерти Николая I  в получает чин прапорщика (1856). В Сибири написаны повести «Дядюшкин сон», «Селло Степанчиково и его обитатели». В 1859 г. получает помилование.

В конце 1859г. Достоевский возвращается в Петербург и возобновляет писательскую деятельность. Одним из первых произведений, написанных после возвращения, является роман «Записки из мертвого дома», в котором отражен опыт пребывания на каторге. Достоевский становится открывателем «лагерной» темы в русской литературе.

Сложившаяся в 1859-62 гг. революционная ситуация требовала от писателя определить свои политические позиции. В эти годы у Достоевского складывается программа «почвенничества», которую он излагает в своем журнале «Время» (издавал с 1861), а после его закрытия в 1865г. в журнале «Эпоха». Почвенничество оформилось после заграничных путешествий писателя в 1862-63 гг. Посетив ряд стран Западной Европы, Достоевский был поражен жестокостью, аморализмом и бездуховностью буржуазного мира. Эту буржуазную действительность он рассматривает как следствие французской революции, и это окончательно приводит его к отрицанию революции. Достоевский считает, что у капиталистической Европы нет будущего, т.к. люди лишены стремления к братству. Противостоять капиталистическому хищничеству может традиция русской общины. Носителями этой традиции, по мнению, которое сложилось у Достоевского еще на каторге, являются русские крестьяне. Нужно, чтобы русское дворянство, интеллигенция сблизились с народом («почвой»), учились у него отзывчивости, доброте, смирению, глубокой религиозности.

Всемирную славу писателю приносят 5 великих романов, созданных в период с 1866 по 1880гг.: «Преступление и наказание»(1866), «Идиот»(1868), «Бесы»(1872), «Подросток»(1875), «Братья Карамазовы»(1879-80).

Эти  произведения создаются в эпоху, наступившую после отмены крепостного права. Стремления к революционному преображению действительности не оправдались. Достоевский исследует пореформенную действительность в ее воздействии на сознание и психологию человека. Его привлекают не сами по себе экономические процессы, связанные с первоначальным накоплением капитала, становлением капиталистических отношений, а то как они ведут к забвению моральных норм, заражают сознание людей извращенными идеями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: