Ситуационная психотерапия

СИТУАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Разум и здоровье

«Тело не болеет отдельно от души», - сказал Сократ. Тело не является изолированной частью. Наши мысли, визуальные представления и эмоциональные реакции определённым образом влияют на физическое и психическое здоровье. Сильные эмоции (СТРАХ, ГНЕВ, ГОРЕ) – особенно влияют на вегетатику, если они длительные либо чрезмерные, они в основном и являются причиной многочисленных психосоматических расстройств.

Когда мы сталкиваемся с какой-либо УГРОЗОЙ (реальной или мнимой), то в один из подкорковых центров (диэнцефалон) поступает сигнальное сообщение об опасности. В результате автоматически и совершенно бессознательно запускается особый ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, с формировавшийся в ходе ЭВОЛЮЦИИ; учащается пульс, поднимается артериальное давление, увеличивается уровень сахара в крови, мускулы напрягаются, появляется «гусиная кожа», пропадает чувство голода и т.д. и т.п. организм готовится к бегству или нападению. Всё это мобилизация организма к ЗАЩИТЕ, ЗАМИРАНИЮ, БЕГСТВУ или НАПАДЕНИЮ, благодаря чему человек смог сохраниться как биологический вид на планете Земля.

Если человек не вступает в БОРЬБУ или не спасается БЕГСТВОМ от надвигающейся ОПАСНОСТИ (мнимой или реальной), то его тело надолго остаётся НАПРЯЖЁННЫМ (сосуды, мышцы. ВНС и т.д.), и, в результате чего могут возникать нежелательные последствия: высокое давление, повышенный тонус мышц, нарушение деятельности почек, болезни сердца, язвы и т.д. – всё это некие формы РАСПЛАТЫ и ПЛАТЫ за длительный или чрезмерный СТРЕСС.

По теории доктора У. Симонса, усиление симптома происходит в результате неправильного ПРОЧТЕНИЯ сознательной частью мозга нормальных физиологических реакций на СТРЕСС: инстинкты саморегуляции подавляются СТРАХОМ. Больно «умная» КГМ всему чему угодно приписывает значение СИМПТОМА и начинает БЕСПОКОИТЬСЯ по этому поводу. Эта ТРЕВОГА передаётся в подкорку, где диэнцефалон регистрирует «сигнал опасности» и тотчас порождает тот самый симптом, который изначально вызывал тревогу, круг замкнулся…

Доктор Симонс приводит пример. Вполне здоровый человек испытал СТРАХ из-за негативного происшествия и при этом испытал приступ нарушения пищеварения. Этот человек, не осознавая свои истинный эмоции, посчитал, что виной нарушения пищеварения были съеденные вишни, а не «вегетативная буря». В следующий раз, когда он стал есть вишни, его рассудок был наготове, предупреждая его «не ешь вишни, а то об этом пожалеешь!», сработал условный рефлекс… цепочка последовательности создания страха замкнулась – «энергия следует за мыслью, мысль следует за образом, образ вызывает эмоцию, а эмоция вызывает последующую реакцию». Страх передаётся в подкорку, которая даёт сигнал «призыв о помощи» железам внутренней серкеции, химия организма срабатывает, в результате чего клапан привратника желудка закрывается, что и вызывает приступ желудочной боли. Ощущая боль в желудке, рассудок решает: «Никогда не буду есть вишни».

Прошло некоторое время, сезон вишен прошёл, но сезон СТРЕССА продолжается. В очередной негативной ситуации РАССУДКУ пришлось, находит и ещё одну «новую» причину и т.д. и т.п. дело дошло до того, что есть уже было нечего…

Очевидное решение подобных проблем – научиться осознавать СТРЕСС и его проявления, понимать способы и методы управления чситуацией, т.е. ориентация в том, что с нами и как происходит. Вот почему так необходим навык ВЗГЛЯД НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ, что даёт нам знать, когда мы напуганы, а когда сердиты и в этот и в этот момент просто не нужно ничего есть, а потому мы уже имеем возможность ВЫБОРА что-либо сделать с эмоциями, чувствами, переживаниями, состояниями и откорректировать наши ответные реакции, при этом не «приписывая» и не «трактуя» мыслительно, физиологические реакции на СТРЕСС.

Наверное, именно к подобного рода случаям относятся слова из Библии: «Почему вы думаете худо в сердце своём?».

Для того, чтобы помочь себе существует множество методик и технологий. Например, имеются приборы, обеспечивающие «биологическую обратную связь», которая позволяет ПРОИЗВОЛЬНО, т.е. осознанно влиять на тонус мышц, частоту пульса, температуру тела и т.д.

Такие приборы могут использоваться для обучения и лечения, исправления и научения саморегуляции, а также для демонстрации физиологических коррелятов ГНЕВА, СТРАХА, ГОРЯ… Они могут показывать, какие системы человеческого тела более подвержены влиянию СТРЕССА. Но, самая главная их заслуга состоит в том, что с помощью этих приборов мозг человека научивается «взаимодействовать со своим внутренним «Я», регулировать свои физиологические явления, а это лечение ВСД, прежде всего…

С помощью «биологической обратной связи» можно научиться расслаблять повышенный тонус мышц, снимать головную боль напряжения, снижать кровяное давление, уменьшать частоту сердечных сокращений, повышать температуру рук и ног, по своей воле регулировать электроэнцефалограмму, т.е. активность мозга, вызывать альфа-ритм, соответствующий медитативному трансу.

Ганс Селье в своей книге определял СТРЕСС как «неспецифический ответ организма на любые предъявления ему требований на ПЕРЕСТРОЙКУ, ИЗМЕНЕНИЕ. И отметил, что с точки зрения СТРЕСсовой реакции, не имеет значения, приятная либо неприятная ситуация с которой вы столкнулись, а, важна интенсивность, значимость требований, предъявляемых для АДАПТАЦИИ и ПРИСПОСОБЛЕНИЯ к новым условиям.

Доктор Холмс и Рерих изучали зависимость заболеваний от стрессогенных жизненных событий у более чем 5-ти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определённые серъёзные изменения в жизни человека, требующие ПРИСПОСОБЛЕНИЯ и АДАПТАЦИИ в жизни человека.

На основании своих исследований они составили следующую шкалу социальных адаптаций6

     Жизненные события                                             Значение в баллах

1. Смерть супруга                                                                       100

2. Развод                                                                                        73

3. Женитьба                                                                                   50

9. Уход на пенсию                                                                         45

28. Изменения условий жизни                                                      25

41. Отпуск                                                                                       15

                                                   И т.д. и т.п.

Если вспомнить все крупные события в течение года. Случившиеся с вами и подсчитать число баллов, то выясниться, что 150 баллов означает 50% вероятность какого-либо заболевания, а при 300 баллов вероятность увеличивается до 90%

Следует обратить особое внимание, что как отрицательные, так и положительные жизненные события; роды дочери, поездка на Канары, Рождество, уход или приход любовника. являются стрессогенными.

Таким образом, на любой СИГНАЛ ТРЕВОГИ начинается работа диэнцифалона и возникает физиологическая реакция, сопровождающаяся психологическими сдвигами и внешними реакциями. В свою очередь наш РАССУДОК пытается интерпретировать наблюдаемое явление и не всегда правильно и правдиво.

Итак, любое изменение требует адаптации и приспособления, что вызывает стрессовую реакцию. Если это кратковременно и преодолимо, то происходит тренировка.

Когда мы тревожимся, то можно применить некоторые приёмы решения проблемы и дезуактуализации реакции. Например, почитать конспект по психотерапии. Несущий знания и познавательную, избыточную, позитивную и положительную информацию, с техниками утилизации перенапряжений. Можно посмотреть телевизор, желательно комедию, отвлечься любимым делом, хобби, досугом. Хорошо ходить по магазинам, послушать успокаивающую музыку.

Следует помнить, что энергия следует за мыслью, а мысль следует за ощущением. Меняя образы, мы меняем всю последовательность данной цепочки шагов и получаем другой, позитивный и положительный результат.

Римский врач Гален, вероятно, первый человек, который описал личность, подверженную раковым заболеваниям, когда двадцать пять столетий тому назад заметил; женщины меланхолички, чеще страдают заболеваниями раком, чем женщины сангвиники.

     Симон приводит характеристику раковых больных6

1. Значительная тенденция помнить ОБИДЫ и полная неспособность прощать людей, которые вольно или невольно обидели их.

2. Чувство ЖАЛОСТИ к себе, а потому «Я» а не другой? Мышление, основанное на понимании несправедливости СУДЬБЫ к ним.

3. Слабая способность устанавливать и поддерживать ЗНАЧИМЫЕ, нужные, важные и долгосрочные отношения. Отсутствие толерантности.

4. Слаборазвитый образ «Я» - это самый частый и давний признак сопутствующий раковым заболеваниям.

5. Чувство ОТВЕРЖЕННОСТИ одним или обоими родителями.

Активным исследователем личности раковых больных был и доктор Лоренс Лешон. Его характеристика раковых больных следующая:

1. Неспособность правильно выражать ГНЕВ, СТРАХ, ГОРЕ.

2. Ощущение НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ обществом, людьми, государством.

Нет целостного представления себя самого, образа «Я», которое могло бы защищать и помогать ему.

3. Нелюбовь к себе. Напряжённость.

4. Плохие отношения с родителями, трудности с общением в семье.

5. Чрезмерное переживание ГОРЯ, ЦУТРАТЫ, ПОТЕРИ, чрезмернае беспомощность, безнадёжность, подавленность, изоляция от обществ

Пока такой человек не изменит стиль своего мышления. Перспектива его на здоровье будет выглядеть неблагоприятной.

Вместо того, чтобы заниматься переживаниями и страданиями, лучше постараться взглянуть на проблему с разных точек зрения.

Если вы решаете задачки по математике и застряли на пятой, то бросьте её и решайте следующие задачи, а потом можно будет вернуться к пятой, возможно, она меньше доставит вам хлопот. Так надо поступать и в жизни.

Вспомните все случаи в вашей жизни, когда вы справлялись с трудностями и сумели. Благодаря правильной стратегии и тактики, успешно преодолеть их. Похвалите себя за все эти случаи и воспользуйтесь ими, но уже для решения своей текущей проблемы. Это прекрасная технология «Цирк зверей».

Одним из методов, подходов, приёмов, позволяющих научиться преодолевать безнадёжность, депрессию, тревожность и беспомощность, называется методом САМОРЕГУЛЯЦИИ, в основе которой лежит усвоение медитативных технологий, диссоциация, визуализация, обратная связь, релаксация и воображение…

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – это одни из способов научить человека использовать свой разум для решения проблем тела и жизни.

Во-первых, саморегуляция нас гармонизирует и внутренне раскрепощает. Эта внутренняя СВОБОДА и ГАРМОНИЯ, открывает в каждом из нас источник душевного вдохновения, рождает равновесие и духовный баланс. Человек становится здоровее. Веселее, привлекательнее, обаятельнее.

Во-вторых, используя метод саморегуляции, мы получаем целостную и более полную реализацию «образа достижения» с подключением внутренних механизмов достижения цели.

В-третьих, психологическая усталость снимается. Потому что психические установки превращаются в психофизиологические механизмы достижения, реализации желаемых образов.

Это значит, что функции организма самоорганизуются в заданном направлении, образуя адекватное вегетативно-поведенческое обеспечение.

Иными словами, к сознательному решению, подключается соответствующее ей подсознательная система выполнения.

В-четвёртых, состояние саморегуляции является тренировкой отличным фоном для любой медитации.

Таким образом. Занятия саморегуляцией способствуют интенсивному развитию универсальных связей между РАЗУМОМ, РАССУДКОМ и УМОМ.

Доктор Карл Симонтон и его жена Стефани Матьюз Симонтон первыми стали применять и использовать медитативную визуализацию для лечения раковых больных. Они предлагали больным мысленно представлять, как раковые клетки опухоли подвергаются атакам и постепенно разрушаются под действием иммунной системы.

Выяснилось, что обратное развитие болезненного процесса наблюдалось именно у тех пациентов, у которых при визуализации выявлялись позитивные установки и положительные образы. И, наоборот, один из пациентов, у которого лечение шло очень медленно, обнаружил, что он представляет свою раковую опухоль как большую чёрную крысу, время от времени пожирающую маленькие жёлтые таблетки – противоопухолевые таблетки. Крыса на какое-то время заболевыает от них, однако, затем выздоравливает и с новой силой набрасывается на пациента и он опять себя плохо чувствует.

Норманн Казино, редактор газеты «Сетидей ревю», после весьма стрессовой поездки в Россию, при виде, что творится в этом Царстве-Государстве при перестройке, почему-то заболел очень серьезной болезнью – спондилитом. Специалисты считали, что у него один шанс из пятиста на выздоровление. Казино вспомнил утверждение Карла Селье об отрицательных воздействиях на тело человека, негативных эмоций и предложил проверить свою гипотезу, что положительные и позитивные изменения могут быть получены под воздействием ресурсных эмоций, позитивного, положительного, метафорического стиля мышления.

Посоветовавшись с врачом, который определил, что терять всё равно нечего. Предложил попытаться …и повезло. Он бросил работу, уехал на остров, заменил аспирин большими порциями витамина «С» и разработал универсальный просмотр и чтение юмористической литературы. Регулярный просмотр комедий, в результате помог выжить. Воля к жизни (мотивация) и правильная психотерапия помогли совершиться ЧУДУ…

Ситуационная методология

Необходимость разграничивать методики, приёмы, подходы и технологические категории диктуется тем обстоятельством, что техники неоднозначно связаны с содержательным аспектом событий, ситуаций и проблем человека. Например, технологии, классифицируемые как базовыми, специальными или общими, менее зависимы от содержательного контекста. Другие же технологии, подпадающие под категорию частных, ситуационных, субъективных, индивидуальных, зависимы и не отделимы от контекста содержания. Таким образом, мы различаем, так называемые общие и частные методики.

Ситуационные техники – это действия, превращающие содержание в активное средство выражения, экспрессии. Имеются сотни технологий, опубликованных и неопубликованных: техники привязаны к содержанию проблемы, а содержание человеческих страданий не имеют границ, потому и множество техник.

Содержание жалоб пациента можно выразить в категориях СТРАХА, БОЛЕЙ, СМУЩЕНИЯ, БЕСПОКОЙСТВА, РУТИННЫХ ПРОБЛЕМ, ТРУДНЫХ ДИЛЕММ, ЧУВСТ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ФАНТАЗИЙ, ПРОБЛЕМ, ЗАДАЧ, ИСКАЖЁННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ГОРЯ, БЕДЫ и т.д. независимо от того, как описываются жалобы, метода процессуальной психотерапии, психодрамы и клинических ролевых игр всегда рассматривают их в сценической форме.

К сожалению, язык движение, поступков и действий, используемыйц для процесса перевода содержания жалобы пациента в событие. Ещё не сформирован окончательно. Наиболее часто употребляется выражение «действие», «телеска», «процесс» и т.д.. но всё это лишь семантические выражения русского языка и не более того.

Например, женщина-пациентка обратилась с проблемой ВИНЫ в связи с плохим выполнением своих материнских обязанностей. Перевод данной проблемы на язык изображения зависит от психотерапевта, представляется четыре варианта:

Первый. Психотерапевт просит пациентку вспомнить типичную ситуацию, когда ощущала ВИНУ, якорим, и, организует сцену, чтобы начать разыгрывать ей буквально. конкретно, привлекая вспомогательных лиц, действительных либо воображаемых;

Второй. Психотерапевт может попросить пациентку показать и продемонстрировать те роли, части личности, субличности, с которыми ей труднее всего справляться. Последующая технология заключается в работе с каждой частью и всеми вместе;

Третий. Психотерапевт может поместить пациента в воображаемый зал суда. Там пациентка должна встретиться с судьёй, присяжными, прокурором, адвокатом, и, проанализировать обвинения в пренебрежении материнских обязанностей. Это может быть и «Кинотеатр», «Мета-зеркало» и другие диссоциированные техники.

Четвёртый. Психотерапевт просит пациентку спонтанно разыграть ситуацию. Ситуационность мышления вообще присуща западной цивилизации, Европе и Америке, тогда как в российское мышление предпочитает юморить, изъясняться и говорить на словесном, речевом уровне, в письменной или устной речи.

Таким образом, мы выходим на понятие ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ, но о ней пойдёт отдельный разговор, в отдельном и специальном изложении. Но, всё же следует коснуться этой темы.

ПРОЦЕСС, ведущий к появлению ситуационной техники, характеризуется большим разнообразием, поэтому возникает впечатление, что технгики чрезмерно разнообрпазны и внутренне не организованны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: