Как возникают технологии?

Как возникают технологии?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно идентифицировать и конкретизировать три источника: процессы экспромта или импровизации, адаптации и готовые техники.

1. Экспромт – это творческая форма технологий. Процесс может начаться внезапно и непредсказуемо, но может быть и результатом предварительного промысливания.

Ситуационная техника создаётся так. Вначале приводится конкретная идея в конкретный эпизод, чаще всего в контекст рассказа, метафоры, притчи, легенды или другого сюжета. Затем планируется как ролевой этюд. Разыгрывается в действии, а затем изменяется или улучшается, в зависимости от поставленной цели психотерапии. Главный аспект этого процесса - оригинальность.

2. Адаптация – более употребляемый творческий подход. Это подход – «вариация на тему», когда психотерапевт использует уже существующую технику в качестве модели, но не её основе создаёт свою, новую версию. Более подходящую в данный момент, т.е. адаптирует ситуационные техники к конкретным контекстам проблемы. Изменению могут подвергаться ключевые характеристики или место действия и время действия; обычно процесс и структура первоначальной техники остаются нетронутыми.

Например. Техника пустого стула – это специфическая базовая техника, но она может быть и ситуационной, если приспособить её к определённому содержательному контексту.

Использование общих и базовых техник для создания адаптированных индивидуальных ситуационных техник – это довольно просто. Например. Существует масса устоявшихся выражений, оборотов речи, оговорок, присказок, пословиц и т.д. описывающих эмоциональное состояние в терминах физических аналогий, символических значений, метафорических иносказаний, преданий и сказок. Разберём, например, две часто употребляемые фразы: «тяжёлая ноша на плечах» и другое выражение: «разрываюсь на части». Принципом конструирования ситуационной техники является принцип конкретизации прямого метафорического или символического значения выражения. Говоря проще, абстрактные метафоры превращаем в конкретные действия.

В первом случае, например, первую фразу выполняем путём надавливания на плечи пациента руками, либо повисаем у него на плечах, что и будет соответствовать «тяжёлой ответственности», ну, это простой вариант, интереснее, конечно, когда пациент говорит: «дурью маюсь», «кидает из стороны в сторону», «колеблюсь», «постоянно перерешовывают решение», тогда мы применяем «МАЯТНИК» или «ВЕСЫ» и т.д.

Во втором случае, тянем пациента за руки в разные стороны, либо просим его развести руками и ногами – так изображается: «разрыв на части».

Существует огромное число аналогов, символов и метафор, которые подобным образом превращаются в ситуационные техники. Это и «флюгер», «компас», «коробок мудрости», «волшебное кольцо и палочка» и т.д. и т.п. вещи, знаки, образы…

3. Использование уже готовых, существующих и опробованных техник – это наиболее популярный путь введение ситуационных техник в психотерапевтический сеанс. Этот способ не требует создания новых техник, не требует и творческой импровизации. Это способ копирования первоначального вида без существенных изменений. Следует оговориться, некоторые психолухи, страдающие спесью, что они ВСЁ ЗНАЮТ и даже понимают всё…, начинают тут же переделывать начальные техники и по ассоциации идут хрен знает, куда и получают соответственно паранойяльную шизофрению, даже если до этого не страдали ею. Не торопитесь, повторяйте досконально технологические шаги, когда ПОЙМЁТЕ «где собака зарыта», тогда и будете импровизировать, иначе вы поменяетесь местами с пациентом, вы будете шизиком, а ему станет легче, т.к. вас будет уже двое. Ассоциативные цепочки, без должного контроля и управления, ведут только к «клиповому мышлению», а потом и к шизофрении, т.к. «расщипляют» сознание пациента…

Какой выход? Психотерапевт, должен иметь в своём репертуаре широкий спектр ситуационных техник, тогда он сможет выбирать подходящую технологию и применять их на практике. Только после этого возможна их интеграция и смешивание, по мере возрастания опыта.

Что касается клинической практики, трудно выделить какие-либо преимущества одного процесса над другим. Хороши все виды и типы психотерапии, кроме ситуационных технологий часто применяются и «процессуальные» техники, о которых пойдёт речь далее… однако, следует учитывать личность пациента и психотерапевта, его наклонности, контекст проблемы. Можно устроить «проверку рефлексов», т.е. перебрать все виды и типы и выбрать то, что более подходит пациенту, всё зависит от типа личности, вида нервных процессов и рефлексии. Главное – это помнить, что общая цель всех ситуационных ситуационных техник – удовлетворять терапевтические потребности, возникающие во время сеанса; но с разных точек зрения потребности оцениваются по-разному (смотри статью о диссоциации, позициях и точках зрения)…

Терапевтические потребности могут рассматриваться с разных точек зрения, например, с точки зрения субъекта лечения или с точки зрения психотерапевта. Но, можно рассматривать потребности и с точки зрения процесса или функции, которые используются в терапевтическом процессе.

Рассмотрим психотерапевтические потребности с точки зрения ЗАДАЧ и ЦЕЛЕЙ.

Диагностические цели. Техники, разработанные для диагностических целей, служат, прежде всего интересам психотерапевта. Они обладают, главным образом способностью сбора информации, необходимой для понимания проблемы и конфликтов пациента. Например, это техники «проверка рефлексов». Они должны быть в состоянии обеспечить психотерапевта достоверными данными о нервной системе пациента, и, самое главное, о его бессознательных фиксированных установках.

Ситуационные техники в целях диагностики обеспечивают психотерапевта двумя источниками информации. Первый – вербальное содержание. Второй – «язык действий», невербальный компонент, представления пациента.

Проверка рефлексов обычно используется в начале курса, на первом сеансе в самом начале, но, это не значит, что проверку рефлексов нельзя использовать в любых частях психотерапевтического процесса.

Каталитические цели. их назначение – запустить процесс, замотивировать, стимулировать психотерапевтическую активность и направить её в определённое русло и нагнетать её до нужной степени. Это часто используется для углубления транса.

Экспериментальные цели. это зачастую обучающие тренинговые техники, часто подразумевающие возможность использовать новые знания, полученные в процессе психотерапии, путём опробования, повторения, экспериментирования.

Демонстрационные цели. использование в дидактических целях, как средство обучения, как живая и более увлекательная форма, по сравнению с лекционными способами подачи материала.

                       ПАРАДИГМА

                                               Косвенный

                             (непрямое нахождение)

 

 


Проблемы скрыта
  

 

 

                                  

 

 


                                                                                                                            Абстрактный

                                                                                                                           (метафоры)

 

 

Проблема ясна

 


Конкретный

 (сравнения)

 

 

Следующий шаг заключается в выделении и выведении общих условий, которые должны учитываться при построении парадигмы для ситуационных техник. Эти общие условия таковы:

1. Большая ёмкость и простота. Парадигма должна быть достаточно обширной, но следует избегать громоздких и слишком сложных схем.

2. продуктивный и прикладной характер. Парадигма должна помогать успешному усвоению фундаментальных структур ситуационных техник.

3. Ориентация на процесс. Внимание сосредоточено на процессе, а не на целях, задачах и содержании, поскольку процессы являются наиболее устойчивым атрибутом структуры ситуационных техник.

Из рисунка видно, что парадигма представлена в виде двух концентрических окружностей и двух осей. Окружности и оси представляют собой три фактора измерения. Одно представлено вертикальной осью, второе – горизонтальной, а третье – двумя кругами. Это ключевые моменты парадигмы.

Вертикальная ось представляет измерение, называемое «способ установления темы». Этот контекст относится к поведенческим и эмоциональным трудностям, к психотерапевтическому процессу или путям решения проблемы. В соответствие с этим измерение психологические темы могут устанавливаться двумя путями или способами.

Первый способ назван имплицитным (на вершине внешнего круга), ищет тему не напрямую, а использует кружные пути. Пациенты в этом случае не имеют ни ясного, ни даже приблизительного представления о том, над чем работают, или какой психологический процесс в данный момент должен развивать. Всё, что они должны делать, это включиться в процесс, который должен активизировать достижение желаемого. Достичь косвенного, неясного нахождения темы можно, удерживая целевую тему в скрытом виде.

Подобная стратегия лечения может применяться в большинстве форм, видов и типов психотерапии и используется довольно-таки часто.

Косвенный процесс философски можно процитировать: «Помочь пациенту помочь себе самому!».

Второй метод установления темы прямо противоположный косвенному и носит название прямого пути (внизу на внешнем круге). Этот метод нацелен на эксплицитное отыскивание главной темы – конфронтацию. Пациенты полностью осознают, каких действий от них в обращении с проблемами, трудностями, конфликтами, требуются. Основное усилие сосредотачивается на конкретной теме.

Пример косвенного лечения заикания, похож на стратегию отвлечения внимания. Морено предлагал заикающемуся пациенту не думать о тех словах, которые он выбирает для разговора.

Пример прямого способа. Перлс описал лечение заикания основанное на обращении внимания пациента на своём заикании, это соответствует прямому пути. Перлс описывает: «Две недели назад у меня был замечательный случай – не то, чтобы я кого-то вылечил, но приблизился к этому. Этот человек был заикой, и я попросил его ещё больше усилить заикание (усиление симптомы – методика домкрата-храповика). Когда он усилил симптом своего заикания, я спросил его, что он ощущает в горле, пациент ответил: «Как будто я душу себя самого». Тогда я дал ему свою руку и сказал: «А ну-ка задуши мения!». «Какого чёрта, я же убью тебя!» - сказал он. Он явно разозлился и говорил громко и без затруднений. Тогда я показал ему его жизненный выбор - находиться в ярости или заикаться».

Горизонтальная ось представляет собой второе измерение, названное способом построения темы. Способы установления темы относятся к стратегиям, способам, подходам построения и реализации темы.

Когда принято решение о том, каким быть процессу (прямым или косвенным), выбирается форма вмешательства. Существует две формы – сравнения (левый край горизонтальной оси) и метафора (правый).

В словаре Вебстера «сравнение» определяется как «приём, посредством которого одна вещь сравнивается с другой, не похожей на неё», одним словом, своеобразные «весы». Другими словами вещь, действие или отношение открыто сравнивают по одному или более аспектов с чем-то, совершенно иного качества. Сравнение относится к конкретизации контекстов через буквальные ассоциации.

Метафоры относятся к противоположному способу, прямо противопожному сравнению. Образы и ассоциации аллегоричны. Под аллегорией понимаются сюжеты и истории, в которых люди и события выступают в символическом виде, подменяя реальные изображения.

Метафоры выражаются в ситуационных техниках двояко:

а) путём конкретизации истории,

б) путём метафорического схематизирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: