double arrow

Особенности возникновения детско-родительских конфликтов

2

1. Особенности возникновения детско-родительских конфликтов

Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида, представляет собой сложный процесс, который не всегда проходит гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции, руководствуются различными интересами и мотивами, а потому стремясь реализовать свои потребности, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два и более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применяя угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Вообще понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. В различной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Если рассматривать этимологию данного понятия, то в латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. Это слово состоит из приставки "con", означающей: вместе с кем-либо, против кого-либо, одновременно, а также гла­гола "flictus" ("fligo"), который означает: ударять, толкать, сталки­вать. Таким образом, интегрирование в одном слове этих элементов дает основание переводить и трактовать его как столкновение, спор, борьбу, противостояние. В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века.

Такая трактовка изучаемого понятия неизбежно приводит к выводу, что в основе возникновения конфликта как специфического социального феномена лежат объективно существующие противоре­чия между отдельными индивидами, их группами, государствами и т. п. Можно выделить два основных вида таких противоречий. Пер­вый из них составляют противоречия объективного различия инте­ресов, целей, позиций социальных общностей (семья, организация, территориальная структура, общественное движение, социокультур­ная группа и т.п.) или отдельных личностей. Второй включает в себя противоречия, вызываемые реальной политической, экономической и иными формами деятельности властных структур. Оба эти вида про­тиворечий создают объектно-реальную основу конфликтов в общест­ве. Если первый из них приводит к объектно-субъектным противо­речиям в социальном статусе тех или иных групп населения, отдель­ных семей и индивидов, то второй порождает реально-субъектные противоречия в отношениях этих групп или индивидов к проводимой политике, к политическим, экономическим, юридическим и иным видам действий органов власти.

Семья – уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что это теснейший союз нескольких людей (муж и жена, дети, родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии. Однако семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходиться реагировать на все изменения. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения, которые часто перерастают в ссоры и конфликты.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм межличностных конфликтов. Бабосов Е.М. определяет семейный конфликт как конфликтное взаимоотношение между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав данной семьи.

Для семейного конфликта характерен внетерриториальный, вненациональный и внегосударственный аспект, он стоит вне зависимости от временных рамок. В семейном конфликте члены семьи не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя, для них характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации.

В основном на возникновение конфликтов в семьях влияют факторы микро и макросреда. К факторам микросреды следует отнести: ухудшение материального положения семьи; избыточную занятость одного или даже двух членов семьи на работе; невозможность нормального трудоустройства; длительное отсутствие собственного жилья; отсутствие возможности устроить малых детей в детские заведения. К факторам макросреды относятся: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей; кризисное состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

Бабосов Е.М. определяет семейный конфликт – как конфликтное взаимоотношение между членами семьи, порожденные противоречия ее развития и функционирования как системы, расхождением интересов, оценок, взглядов и целей индивидов, входящих в состав данной семьи. (Бабосов конфликтология стр451)

В зависимости от взаимодействия семейные конфликты согласно Б.С. Волкову, Н.В. Волковай подразделяются на: конфликты между супругами; конфликты между родителями и детьми; конфликты между супругами и родителями каждого из супругов; конфликты между бабушками (дедушками) и внуками. (Волкову, Н.В. Волковай стр233 конфликтология)

Однако одним из самых распространенных семейных конфликтов является – конфликт между родителями и детьми. Конфликты между родителями и детьми выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Традиционно они рассматриваются как негативное явление, отклонение от социальных норм и правил поведения. Конфликты могут быть отражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, возрастание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведения. Однако конфликты в детско-родительских отношениях могут рассматриваться и в позитивном значении, так как, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. (О.А. Карабанова психология семейных отношений стр. 207)

 

Заключение

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда он испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

 

Список использованной литературы

 

1. Бабосов Е. М., Конфликтология /Минск "ТетраСистемс" Издание 2-е, 2000. – 464 с.

2. Грищенко Елена, Детско-родительские отношения в семьях поликультурного пространства / Елена Грищенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 180 c.

3. Карабанова О. А., Психология семейных отношений/Москва, «Гардарики», 2005.

4. Волков Б., Волкова Н., «Конфликтология», 2010.

5. Акулина, Мария Детско – родительские отношения / Мария Акулина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 108 c.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: