Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Маркова и Ломпшер

Потребности и мотивы (смысловые, смыслообразующие), смыслы и мотивы образуют цели, цель в данных условиях. Выполнение действий включают операции и средства выполнения действий.

Компоненты подвержены взаимопереходам: потребность переходит в мотив, а мотив может порождать новые потребности. Действие может становится частью другого действия. Операции могут развёртываться, переходить в действие. Цель всегда порождает конкретную задачу.

Каждому возрастному периоду соответствует определённая ведущая деятельность.

У младенца эмоц.-непосредственное, затем игровая (орудийно-предметная), потом сюжетно-ролевая игра. Учебная деятельность, личностное общение и самопознание, личностное самоопределение учебно-профессиональная деятельность. Далее проф. самосовершенствование, реализация себя в личной семейной жизни.

Основные понятия теории:

1. Учебная задача по Давыдову включает в себя выделение сущностных, или генетически сходных, свойств изучаемого объекта и построение общего способа решения целых классов задач на основе этого сущностного отношения.

Сущностное отношение — это то главное отношение, которое лежит в основе действия. Если это язык, то это отношение, конструирующее языковой знак. Значение, предмет, форма, — слово. Но точно так же это относится к слову, морфема, предложение и т.д. Значение может быть расщеплено на собственно значение и смысл, конотат (относится к форме) и денотат (относится к предмету). Например, живая-неживая материя.

Решение учебной задачи — введение генетически сходного отношения.

Общий способ решения на основе отношения: поднятая рука, кошка скребётся под дверью. Весь мир наполнен знаками. В любом феномене нужно найти связь, генетически сходное отношение.

Искать генетически сходное отношение надо всегда решать на задаче-проблеме. На основе учебной задаче формировались учебные действия.

2. Учебное действие. Моделирование, контроль, оценка.

Модели — изображение генетически сходного в знаковой форме.

Контроль заключался в том, что дети должны ответить с помощью учителя на вопрос: решили мы задачу или нет.

Оценка: на сколько успешно мы это сделали, на сколько эффективно продвигались.

В результате этого обучения развивающий эффект:

1. У ребёнка развивается рефлексия на то, что он делает. Ребёнок не просто воспроизводит что-то, но отслеживает свои мысли.

2. Развитие произвольности, т.е. ребёнок управляет этим действием.

3. Ребёнок может делать это не только во внешнем, но и во внутреннем плане.

Если традиционная школа движется от конкретного к абстрактному, формируя эмпирическое мышление, то в теории учебной деятельности формируется теоретическое мышление. Движение от общего к частному.

Наиболее эффективно движение от принципов к фактам (Бруннер).

Давыдов: основная задача начальной школы — формирование теоретического мышления. Надо найти такой единичный факт, в котором будет заключено это общее генетическое отношение. После этого сразу выход на абстракцию, на модель, её распространение на конкретные факты.

Они оснастили своё обучение всем учебно-методическим комплектам, т.к. они были вынуждены менять содержание образование, свои методические пособия для учителей. База — Московская школа № 91.

Литература:

«Виды обобщений в обучении», «Проблемы развивающего обучения», «Теория развивающего обучения» Давыдова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: