Проблемное обучение. Ребёнок успешно учится тогда, когда ребёнок ищет ответы на вопросы, которые ребёнок сам себе задал

Лекция. 10.12.2012

Ребёнок успешно учится тогда, когда ребёнок ищет ответы на вопросы, которые ребёнок сам себе задал. А у нас, как правило, проблемная ситуация задаётся учителем.

Дж. Дюи, метод проектов.

Детям предлагали выполнить проект, например, построить кузницу. Никаких систематических знаний не давали. Детям давали площадку, где они могли выполнять проект. Но у детей ничего не получалось. Тогда вместе с детьми педагоги выполняли анализ с детьми. Оказалось, что не хватает знаний по разным предметам. На волне дефицита знания и давали нужные знания.

Человек в онтогенезе проходит в миниатюре путь, пройденный человечеством. Человечество делало свою среду, поэтому сделайте то, что вам задано.

Знания давались, но без систематизированной программы.

По рассказам дети «проживали» кочевой период, оседло-земледельческий, каменный век, железный век.

Активность требует делания чего-либо. Знания должны даваться тогда, когда человек испытывает потребность (учитель должен заинтересовать знанием).

Примерно до 60-х гг. 20-го века никто не вспоминал об этом методе, хотя идеи остались. В Польше приобрёл известность педагог и психолог Венсенты Окунь. Он употребил в новом значении термин «проблемное обучение».

Вспомните, сколько вопросов задают дошкольники. Куда девается эта познавательная активность уже в первом классе школы? Школа тормозит процесс познавательной активности, поскольку она даёт знания в готовом виде, и которые являются единственно правильными.

Проблемная ситуация (задача-проблема) — это жизненная ситуация, знакомая ребёнку по опыту. Она не является для него чужой. В ней содержится одна или несколько проблем. Проблема возникает тогда, когда ребёнок сталкивается с трудностью (конкретное действие, решение задачи, объяснение феномена). Переживание трудности порождает потребность преодолеть её, а, следовательно, достичь какого-то нового знания. Проблемная ситуация должна быть динамичной, в ней сама ситуация должна перетекать в другую ситуацию. При этом уточняется сама проблема и поддерживается интерес к ней.

Создание проблемной ситуации — акт творчества учителя. Для этого он сам должен быть творческим человеком с богатой фантазией и знанием жизни. Поэтому учителей надо было отбирать для такой программы.

Чем сложнее предмет, тем сложнее найти ситуацию, на примере которой можно объяснить материал, и которая есть в жизни.

1. Возникновение проблемы на материале анализа какой-то ситуации.

2. Поисковый. Гипотезы детей, наводящие вопросы учителя и т.д.

3. Проверка гипотез через рассуждения (доказательство гипотезы).

4. Обобщение, выводы. Формулировка нового знания.

5. Закрепление знания (тренаж). Решение задач на этот материал.

Успешность решения задачи зависит и от подготовленности детей, и от мастерства учителя.

Проблема редко формулируется самими детьми. Дети могут сформулировать проблему на житейском языке, но не на научном.

В 1968 году книга Окуня была переведена на русский язык. Получила большую читательскую аудиторию.

Матюшкин, Кудрявцев, Зимняя, Ковалевская, — наши учёные, занимающиеся проблемным обучением.

Матюшкин — ученик Рубинштейна, поэтому строил своё обучение на концепции мышления Рубинштейна.

Продуктивный мыслительный процесс (этапы):

1. Возникновение проблемы для человека начинается со столкновения с трудностью, необычным фактом, неподдающейся решению задачи и т.д. Осознание самой трудности и задачи.

2. Попытка применения уже имеющегося знания и способов действия к задаче. Если задача имеет отношение к другому материалу, то этот этап трафаретных проб Рубинштейн назвал «тупиковым», «закрытым» этапом.

3. Эмоциональная реакция на этот тупик. Растерянность, разочарование, недоумение, отказ от прежних способов решения проблемы.

4. Переосмысление задачи, часто переформулирование самой проблемы. Поиск новых средств и новых способов познания. Может быть, и нового знания. Рубинштейн назвал этот этап открытым. Здесь много проб. Этап продуктивного поиска.

5. Гипотеза или гипотезы, возбуждение всё большего интереса к задаче. Поисковый азарт.

6. Проверка гипотез: рассуждения, вычисления, построения и т.д. Открытие (субъективное или объективное).

7. Проверка нового знания через другие задачи, анализ возражений оппонентов и т.д.

Структура проблемной ситуации по Матюшкину:

1. Возникновение трудности, переживание не решаемости какой-то задачи.

2. Наличие мотива к поиску решения.

3. Принципиальная возможность нахождения этого решения.

Создана ситуация неудачи. Искусство учителя поймать тот момент, когда надо придать динамику проблемной ситуации. Одни продолжают, либо бросают решение задачи. Момент, когда не угас интерес. Ученики понимают, что не хватает знания. Здесь учитель вводит знание в контекст этой задачи.

Отличается от концепции Эльконина-Давыдова: в основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация.

Нормальные школы не работают по одному методу. Есть элементы всех типов обучения.

Более-менее эта система реализуется в аспирантуре.

Ковалевскя «Проблемное обучение как метод приём-системы».

Литература:

Рубинштейн «О мышлении и путях его исследования».

Матюшкин А.М. «Проблемная ситуация в мышлении и обучении».

В. Окунь «Основа проблемного обучения».

Школа Диалога Культур (Владимир Соломонович Библер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: